Керамика, Гончарное ремесло
Керамический дизайн декорирование поверхности
Керамический дизайн: декорирование поверхности.
Лекция в МГХПУ им. Строганова, 21 февраля 2006 г.

1. Введение.

Художественная керамика, в отличие от живописи, имеет объемно-пространственную структуру и, в отличие от скульптуры, имеет поверхность, которая может быть любого цвета и фактуры, определяемых не материалом, а авторским замыслом.

Начиная с середины 19-го века керамика становится технической дисциплиной: благодаря работам Зегера и многих других, в ней сокращается область действия "знахарских заклинаний", и быстро расширяется область вполне осознанных действий и предсказуемых результатов. При этом в художественной керамике не исчезает волшебство.

Фулпер Поттери.
Галерея Fritz Antiques

Неожиданные оттенки цвета и изменчивость поверхности делают каждый обжиг похожим на детективный роман. Оказывается, керамические процессы настолько сложны, что рассчитать тонкий эффект заранее почти невозможно.

20-ый век, как ни странно, практически ничего не изменил в этой ситуации. Правда, развитие науки управления производством позволило формализовать множество керамических техно-логий: изготовление посуды, сантехники и облицовочной плитки происходит по четко разрабо-танным схемам; сырье, оборудование и декорирование выбираются так, чтобы исключить влияния человеческого произвола на результат. Был и остается большой соблазн перенести успехи "крупного керамического менеджмента" в область художественной керамики. Однако тысячи мастерских и студий и десятки тысяч художников-керамистов по всему миру ищут ровно противоположные решения – декоры, обязательно варьирующиеся от обжига к обжигу.

Вступили в 21-ый век. Можно смело дать прогноз: уж если художественной керамике ничего не грозило предыдущие девять тысяч лет, ничего с ней не случится и в ближайшие 100. Сегодня нужно констатировать два следующих обстоятельства:
 1. Стабильность. В распоряжении керамиста есть огромное количество глин, красок, глазурей, пигментов с хорошо воспроизводимыми свойствами, позволяющими рассчитывать на получение стабильного результата.
 2. Уникальность. Хорошо известно и подробно описано множество приемов, дающих большие вариации конечного вида изделия.

Jason Hess, Аризона. Skeff Thomas, Нью-Джерси

На практике каждый художник решает сам, куда сделать крен. Для целей достаточно большой мастерской или для изготовления серии одинаковых изделий лучше избрать первый подход. Для целей художественной мастерской, выпускающей "авторские" работы – второй. Но, как правило, используются оба подхода одновременно, т.е. всем нужна стабильная уникальность.

2. Фактура и цвет.

Здесь идет речь о фактуре и цвете поверхности керамического изделия. Конечно, фактура во многом определяется типом глины. Об этом – в 4-ой части.

Цвет и фактуру поверхности определяет материал, нанесенный на нее. Это может быть, во-первых, полное отсутствие какого-то дополнительно наносимого материала. Например, костяной фарфор, терракота, грубый шамот имеют сами по себе привлекательную фактуру и цвет.

Фарфор Анжелы Мелор Ваза Фискардо, S & B Evans & Sons Ltd Плошка витая. Шамот. Зет-керамика

Во-вторых, это глазури. В-третьих, ангобы.

Для того чтобы легче разделять эти материалы, удобно воспользоваться нижеприведенным треугольником.

Треугольник глина-глазурь-пигмент.

В верхней вершине – чистая беложгущаяся пластичная глина, например, фаянс. В нижней левой вершине – глазурь, например, бесцветная прозрачная бессвинцовая глазурь S-0121 фирмы ХОРСС. Она будет выполнять функцию флюса (дословно слово флюс обозначает "плавень"). В нижней правой вершине – пигмент, например черный 1063 Дулевского красочно завода.

Область составов, лежащая ближе к основанию треугольника – это цветные глазури, так как в них много флюса, мало глины и есть пигмент. В нашем примере мы получим черную блестящую глазурь (т.е. S-0121 + черный пигмент + немного фаянса для липкости). Кстати, Хорсс выпускает уже готовую смесь под шифром S-0121-01.

Область, лежащая ближе к правой стороне треугольника – это цветные ангобы. В них много глины и пигмента, а также есть флюс, хотя может и не быть. В нашем примере мы получим черный ангоб. Чем больше пигмента, тем чернее, чем больше флюса, тем блестящее. Более-менее приличную смесь Хорсс предлагает под шифром S-0620-01.

Белые ангобы лежат на левой стороне треугольника, т.е. это составы из чистой белой глины, возможно с флюсом. Пример: белый ангоб S-0620 на основе фаянса.

Мы приводим этот треугольник исключительно для того, чтобы показать, насколько тесно связаны глазури, глины, пигменты, ангобы в покровных составах. Нужно всегда помнить об этом и чувствовать себя совершенно свободно при составлении собственных рецептов.

Покрытие глазурями дает гигиеничную водонепроницаемую стекловидную поверхность. Покрытие ангобами – матовую поверхность, при недостатке флюса ангобная поверхность будет быстро пачкаться.

Глазури имеют множество разных характеристик и ведут себя совершенно по-разному в зависимости от состава и условий нанесения и обжига. В приложении есть текст по глазурям из описания материалов Хорсс, где приведены основные свойства и типы глазурей.

Чтобы свободно работать с глазурями, необязательно знать формулы Зегера, по крайней мере, если не ставится задача получения чего-то особенного. Для правильного выбора нужно знать несколько основных положений.

1. Температура обжига. Она не должна сильно отличаться от рекомендованной температуры. Сделать глазурь немного более плавкой можно добавлением 5-10% легкоплавкой глазури, немного более тугоплавкой – добавлением фаянса, пластичной глины, тонкомолотого кварца. Но в любом случае речь идет примерно о 50 градусах.

2. Цвет. Художники-керамисты быстро привыкают к тому, что того цвета, который требуется, нигде нет. Его нужно изобретать самостоятельно путем введения примерно подходящих пигментов в избранную глазурь. Количество проб может оказаться большим, особенно если нет собственных наработок цветовых палитр. Здесь поможет предыдущий опыт, опыт друзей, а также готовые образцы с цветовым откликом пигментов в различных глазурях, например, фирмы Хорсс.

Обратите внимание: сопоставлять цвет разных пигментов можно ТОЛЬКО при условии одинаковости базовой глазури и одинаковости условий обжига. На рисунке слева показаны образцы белой эмали S-0017 с добавками пигментов, обожженные при 1050oС. В другой эмали или прозрачной глазури эти пигменты выглядят по-другому. Но многие готовые натурные палитры можно посмотреть своими глазами.

3. Способ нанесения. Обычные способы нанесения описаны в приложении. Первоначально глазурование представляется таинственной операцией, но как только сделаны первые самостоятельные шаги, к ней, наоборот, относятся чересчур легко. Вот нормальная последовательность действий. Предполагается, что у Вас есть подготовленное изделие. Глазурь может быть в порошкообразном виде, тогда в нее нужно добавить воды. Если глазурь уже в жидком виде, нужно добавить поменьше воды. Правило простое: чем больше в глазури воды, тем тоньше получится слой глазури на изделии. Бывает, что воды нужно добавлять много, и глазурь при этом начинает быстро оседать. Никаких проблем – просто добавьте щепотку поваренной соли (лучше – раствор поваренной соли, или английской), и глазурь сразу же станет более вязкой. Если предполагается нанесение глазури с помощью кисти, поможет добавка глицерина. Он заметно замедляет скорость впитывания воды черепком и позволяет наносить мазок ровнее.

David Crane,
Прямоугольное полихромное блюдо
Rupert Blamire, Бристоль.
Терракота, ангоб, прозрачные цветные глазури

Хуже всего, если выбор глазури происходит по принципу доступности, а нанесение глазури перепоручается соседу. Глазурь – это часть цветового художественного решения, а не упаковка.

Резюме. Если необходима стабильность, нужно пользоваться одной и той же глазурью, с одинаковой добавкой одних и тех же красителей, наносить глазурь слоем одной и той же толщины, и обжигать изделие в одних и тех же условиях.

А как же быть с уникальностью, с изменчивостью и неповторимостью? Есть два подхода. Первый заключается в использовании специальных эффектарных глазурей, например, кристаллических. Не так сложно их найти, как обжечь. Кристаллические глазури любят ОЧЕНЬ МЕДЛЕННОЕ охлаждение после пиковой температуры. Во время охлаждения в глазури растут кристаллы, а сама глазурь быстро стекает к основанию…

Галактическая голубая.
Ceramique-Et-Cristaux
Кристаллическая глазурь С4,
Lasse Ostman

Говоря другими словами, эффектарные глазури могут потребовать полного отказа от стабильности результата. Поэтому предпочтительнее другие способы, описанные, например, на сайте Хорсс (http://www.horss.ru/h6.php?p=21), в статье "Рецепт потечной голубой глазури на 6 конус Ортона". Эту статью прислал Джонатан Каплан в дискуссионную группу Клэй-арта в Интернете. В статье НЕТ рецепта! Но то, что там есть, даст мощный толчок вашей фантазии в получении глазурей с разнообразными эффектами поверхности.

Самый простой способ получения эффектов – двуслойное глазурование. По этой технике на изделие наносят один слой глазури и сразу же (чуть подсохло!) второй. Пример приведен на следующем фото, а подробно прочитать об этой технике можно в Интернете, см. http://www.horss.ru/h6.php?p=16.

Нижняя часть – S-0126-04 (Хорсс),
верхняя часть, образующая потеки,
- S-0118 с добавкой 20% TiO2. 1230oC.

3. Рисунок.

Хотя роспись керамики не является ее обязательным элементом, рисунок сильно изменяет суммарный образ изделия. До 70-80-ых годов прошлого века полноцветные рисунки были возможны только в технике надглазурной росписи, затем, с изобретением и широким распространением устойчивых красных пигментов, стали возможными и другие полноцветные техники – подглазурная и майоликовая роспись.

Во всех техниках вводится понятие "краска". Чтобы лучше представлять, что это такое, вернемся к треугольнику составов. Область красок занимает на нем весь правый нижний угол. Т.е. краски – это составы с большим содержанием пигмента, с добавками флюса (глазури) и глинистых веществ. Очень важно понять: краска – это ЛЮБОЙ состав, меняющий цвет поверхности в мазке. Ангобы тоже являются красками, если наносятся по поверхности черепка или глазури как мазки рисунка. Красками являются и цветные глазури, если их использовать в этом качестве, например, при нанесении на белую эмаль. Даже неокрашенная прозрачная блестящая глазурь может играть роль краски, если ее наносят, скажем, линиями по неглазурованной поверхности: в этом случае рисунок создается на контрасте "блеск"-"матовость".

Выбор краски диктуется прежде всего техникой. На втором месте – цвет. Если цвет краски найден,

Ваза "Лебедь".
Фарфор-Дубль, Кисловодск

 

остается только адаптировать ее к конкретным условиям изделия. Дело в том, что оптимальные составы существуют только для случая строго детерминированной надглазурной росписи, во всех остальных случаях необходимо ввести в состав краски флюс (если она выходит "сухой"), пигмент (если она недостаточно насыщенна), глушитель (если требуется пастельный тон), фиксатив (если краска легко осыпается после высыхания). Естественно, ни один производитель не знает, какая краска понадобится художнику, и выпускаются только составы первого приближения.

Классическая надглазурная роспись по сути является живописью керамическими средствами. Это важная техника в области декорирования фарфоровой посуды. Надглазурной росписью можно создать удивительные рисунки, в том числе на сложной поверхности ваз. Но с точки зрения керамического дизайна интересны рисунки, фактуру которых почти невозможно получить чисто живописными приемами.

Безусловно, наиболее распространена техника подглазурной росписи. Прекрасные примеры можно найти у Moorcroft, одного из признанных лидеров элитной коллекционной керамики.

Распространенное решение – перенос части элементов рисунка в рельеф.

Здесь мы остановимся, так как описывать рисунок словами – занятие неблагодарное. Просто приводим несколько примеров.

Audrey Cooper John Davis Studio
Moorcroft Mushroom 9.75”H RAB $995

4. Диктатура глины.

Термин "глина" используется художниками и технологами в разных значениях. Для художника глиной является все, из чего лепят керамическую работу. Для технолога глина – это то, что выкапывается в карьере, так как в состав керамических масс входит только от 20 до 70% собственно глины. Здесь, следуя художникам, будем использовать термин глина для обозначения материала черепка.

Вот любопытная выдержка из Clay-Art.

"mlkrakowski@citlink.net
22.10.2003
Сколько разбивается сердец, когда девочка дает мальчику свой номер телефона, а он не звонит. И он не звонит, потому что ее 1 выглядит как 7, а ее 4 похожа на 9, и она не объяснила, какие цифры имела в виду.
И столько же сердец разбивается, когда начинающие керамисты не могут понять, что черепок под глазурью - главное (я часто говорю - САМОЕ главное), что определяет вид глазури. Чтобы глазурь хорошо лежала на черепке, нужно, чтобы она хорошо взаимодействовала с ним. Извиняюсь перед Айвором, зная, что мои сравнения действуют ему на нервы, но представьте себе, как вы сплетаете пальцы. По существу глина и глазурь переплетаются так же, если глазурь соответствует черепку…"

От себя добавим: сколько же лет работы должно пройти, прежде чем станет ясно, что вышеизложенное – чистая правда!

Задуманное изделие однозначно определяет глину. Пластичность, цвет, фактура, температура созревания не могут быть взяты в отрыве от формы и функции изделия. Но после того как выбрана глина, следует очень внимательно отнестись к технике декорирования и, в частности, к выбору глазурей. Поясним это на примере шамота.

Шамот содержит зерна обожженной глины. Кстати, такую шамотную крупку можно приобрести отдельно и вводить в любую другую пластичную глину – в фаянс, красную массу и т.д. Зерна облегчают формование, уменьшают воздушную и огневую усадку, поэтому изделие меньше деформируется при сушке и обжиге. Зерна создают специфически шамотную фактуру поверхности. И здесь есть две задачи.

Задача первая – как подчеркнуть зернистую фактуру.

Задача вторая – как спрятать зернистую фактуру и получить поверхность, похожую на поверхность тонких, не-зернистых глин.

Керам-арт студия. Кашпо с налепом, росписью.
Техника: "отминание", ручная лепка, "затирка".
Материалы: глина, шамот, цветные глазури.

Обычно, если ничего не делать, получается зернистая поверхность. Зачистка (замывка) поверхности после ее высыхания приводит к обнажению зерен. Лучше всего провести утильный обжиг (900oС, 2-4 часа) и после этого отдекорировать поверхность затиркой темными глазурями, окисью меди или покрыть поверхность очень жидкой цветной глазурью, примерно так, как тонируют дерево. После второго обжига фактура будет отчетливо видна.

Спрятать фактуру тоже не сложно. Это можно сделать в процессе формования, пока изделие не высохло, а только чуть окрепло. Поверхность "замыливают" или покрывают тонким слоем глинистого ангоба (его можно получить из куска шамота роспуском в воде и отфильтровыванием грубых зерен). Кроме того, это можно сделать глазурями, при этом предпочтителен сначала утильный, затем глазурный обжиг. Рядовые глазури не спрячут зерен, если зерна не закрыли ангобом перед утильным обжигом. Чтобы глазурь перекрыла фактуру черепка, она должны быть или очень толстой, или потечной. Первый вариант реализовать сложнее, так как толстые слои могут дать сборку и другие неприятности, поэтому чаще используют второй вариант.

При этом потечные (обычно – свинцовые) глазури прекрасно сцепляются с черепком и буквально заполняют расплавом все неровности рельефа.

Шамот, затертый оксидом меди.
Поверх – матовая глазурь - S-0220.
Шамот, покрытый майоликовыми глазурями.
Зерен не видно.

5. Заключение.

Современные материалы заметно расширяют возможности художественной керамики.

В реальной работе требуется соблюдать баланс между стабильностью результатов и уникальностью каждого изделия.

Большой выбор глин, глазурей, пигментов, красок не отменяет необходимости многочисленных проб и адаптации материалов к конкретным условиям изготовления изделия.



Источник: Хорсс материалы для художественной керамики


просмотров: 11257
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Открытый карманный EDC складной нож точилка для керамических карбид сужающийся инструменты

178,85 руб.
End Date: 25.07 09:35
Buy It Now for only: US 178,85 руб.
Buy it now |
ручка бытовой нож точило твердый карбидный керамический точильный камень 2 ступени

247,50 руб.
End Date: 19.07 09:51
Buy It Now for only: US 247,50 руб.
Buy it now |
Уникальная точилка для ножей точильный камень угол руководство для камень шлифовальный станок инструмент полезный новый

123,09 руб.
End Date: 27.07 10:44
Buy It Now for only: US 123,09 руб.
Buy it now |
2 этапов ручка жесткий карбид керамический точильный камень бытовой нож точилка

239,31 руб.
End Date: 24.08 10:21
Buy It Now for only: US 239,31 руб.
Buy it now |
Для ногтей сверло керамическая карбид вольфрама фреза электрическая алмазная головка маникюрный инструмент

169,41 руб.
End Date: 09.08 04:03
Buy It Now for only: US 169,41 руб.
Buy it now |
Для EMPORIO ARMANI AR1410 керамический черный полный ремень/лента/браслет часы 22 мм Мужские

2 333,58 руб.
End Date: 28.07 18:04
Buy It Now for only: US 2 333,58 руб.
Buy it now |
15 шт. бриллиант инструмент сверло отверстие пила набор для стекло керамика мрамор 6mm-50mm J5X6

503,18 руб.
End Date: 30.07 01:02
Buy It Now for only: US 503,18 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Столовая посуда


2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика