Керамика, Гончарное ремесло
Формовка, способы формовки керамических изделий

Формовка, способы формовки керамических изделий

Существуют традиционные приемы работы с глиной. Их всего шесть:

1) ленточно-жгутовый - популярный в северо-западных районах России и Таджикистане;
2) восточно-сибирская лепка сосудов из нескольких частей со спаями, идущими в вертикальном направлении;
3) среднеазиатская лепка сосудов из четырех горизонтальных поясов;
4) формовка путем выбивания;
5) отминка в готовую форму:
6) последний в списке, но не по значимости - вытягивание сосуда из одного куска глины на ножном гончарном круге. Существует, правда, еще один способ изготовления глиняных сосудов, но его вряд ли можно выделить в отдельный, седьмой, прием, так как при помощи его изготавливались только весьма однообразные сосуды для вина и зерна в эпоху неолита.

Этим способом сосуды "воздвигались" вручную, как строительные постройки. Из грубой ткани, по очертаниям будущего сосуда шили форму, которую заполняли песком. Снаружи заполненная песком форма обмазывалась глиной. По мере высыхания сосуда песок из мешка постепенно высыпали, а сосуд обжигали в огне. Отпечаток ткани - бывшей оболочки формы - иногда оставался на внутренней стороне сосуда.

Отдельно надо сказать о литьевом способе, когда шликер заливается в гипсовую форму. Сегодня это самый распространенный способ производства керамических изделий, в том числе майолики, фаянса и фарфора. Он появился в средние века и благодаря технологической простоте стал быстро вытеснять все остальные способы изготовления керамики. Но древние традиционные способы работы с глиной и в наше время не исчезли окончательно. С их помощью создаются высокохудожественные керамические произведения, выявляющие замечательные свойства глины и в то же время служащие человеку. Поэтому расскажем о них подробнее.

Для работы первым способом необходима турнетка (вращающийся на оси круглый столик из металла, пластмассы или дерева) или заменяющий ее аналогичный предмет. На вращающуюся поверхность нужно прилепить раскатанную скалкой лепешку. Срезав лишнее, оставить на ней ровный глиняный круг и по его краю начать навивать из глиняных жгутов стенку будущего сосуда. Этот процесс похож на процесс плетения корзины, но только без вертикальных прутьев, так как жгуты в отличие от лозы слепляются друг с другом, и по мере роста стенки сосуда их выравнивают пальцами или стекой.

Второй способ изготовления глиняной посуды проще в описании, но сложнее в применении. Раскатав глину, словно тесто, в лоскут толщиной 4 мм, нужно тщательно выкроить части будущего сосуда и приготовить их к склеиванию. Этот процесс очень походит на лоскутное шитье. Склеивать глиняные лоскуты нужно в подвяленном состоянии (в кожетвердом, как его называют керамисты). На склеиваемые поверхности (швы) нужно нанести скальпелем насечку и сма зать, словно клеем, шликером. Этот способ работы с глиной в последнее время получил широкое распространение. Керамисты в бук вальном смысле слова "шьют" из глины всевозможные изделия, на чиная от простейших предметов быта до сложных скульптурный композиций. Подкладывая при раскатке глины на стол различную фактурную ткань, вы можете получить глиняные лоскуты уже с нужным рисунком. Сейчас такой способ глиняного "шитья" называют текстилькерамикой.

Третий способ изготовления глиняных изделий от второго отличается только направлением швов склеиваемых элементов.

Четвертый способ работы с глиной, но он самый трудный, и мне сейчас с большим трудом верится, что таким способом наши предки делали довольно тонкостенные сосуды. (Но с трудом верится и в то, что люди, потирая в ладонях деревянную палочку, упертую в бревно, добывали огонь.) Чтобы сделать сосуд способом выбивания, вы берете кусок глины, вдавливаете в него скалку, но не насквозь, а оставляя слой, который будет служить дном будущему сосуду. Затем кладете скалку вместе с глиной горизонтально и начинаете расширять отверстие в глине, как бы раскатывая ее изнутри, Когда стенка сосуда начнет прогибаться под собственным весом, ставьте сосуд на дно и, ударяя скалкой изнутри (снаружи при этом подставьте специально скругленную дощечку или ладонь), доведите толщину стенки сосуда до нужной - 5-6 мм. Затем к полученному таким способом цилиндру или горшку прилепите сделанное заранее горлышко. Бутыль или кринка готовы.

Пятый способ - отминка в готовую форму-представляет собой повторение глиной заранее приготовленных форм. Форма делается практически из любого материала: дерева, металла, гипса, она может быть как цельной, так и составной. При изготовлении цельных форм нужно учитывать, что отмятые в них глиняные изделия должны свободно выниматься.

Этими способами обработки глины пользовались при изготовлении самых различных предметов быта до тех пор, пока неизвест ный гений, которого можно сравнить разве что с изобретателем колеса, не создал гончарный круг. И только на нем глина смогла пока зать все, на что она способна.

Сначала люди работали на. ручном гончарном круге, что сильно ограничивало их возможности, так как работали одной рукой, вторая вращала круг. С изобретением ножного круга и высвобождением второй руки человек смог окончательно раскрепостить глину.

Ножной круг, которым пользовались старые российские мастера, изготавливался из дерева (за исключением металлического стержня, который выполнял роль подшипника) и состоял из двух дисков: верхнего 40 см в диаметре и 5 см толщиной и нижнего 60 см в диаметре и тоже 5 см толщиной. Диски укреплялись горизонтально, параллельно друг другу на расстоянии 40-45 см шестью или восемью брусками, поставленными или совершенно вертикально или с небольшим наклоном к центральной оси.

Центральная ось - деревянный круглый вал длиною 50 см - проходил сквозь нижний круг-маховик и нижним концом укреплялся неподвижно (или путем вбивания в землю сквозь пол мастерской, или прикреплением к толстой доске "лапке", прибитой наглухо к полу мастерской). В верхний конец вбивался металлический штырь на котором, как на подшипнике, вращались скрепленные между собой деревянные крути. Если отверстие в нижнем круге становилось слишком велико для вала и круг "болтался" - вал в этом месте обматывался пенькой или очесами льна. Во время работы, чтобы круг легче шел, вал у нижнего круга смачивался водой, а верхний металлический стержень смазывался растительным маслом.

Современный гончарный круг оснащен электрическим двигателем. Как же работать на гончарном круге? Конечно, на словах этому научить трудно. Главный помощник здесь - опять же ваш будущий опыт. Но на основные моменты я все-таки обращу ваше внимание, просто поделюсь собственным опытом, который свидетельствует о том, что гончарный круг является полноправным соавтором мастера, так как он помогает почувствовать гармонию формы.

Для работы на гончарном круге нужны определенные способности, определенные данные. Первое, с чего вам нужно начать, как при обучении игре на фортепиано, - это с постановки рук. Запомните, если вы не поставите правильно руки - ни за что не добьетесь хороших результатов. Вы не сможете чувствовать толщину стенки сосуда, а значит, он выйдет либо очень толстым и тяжелым, либо вы сделаете очень тонкие стенки, еще не закончив изготовления сосуда. И это просто не даст вам его выкрутить до конца - он завалится. Основных положений рук при работе на гончарном круге - три.

Первое, которым гончары пользуются в начале работы, выкручивая при этом положении рук сосуд примерно на одну треть. При этом положении стенка у основания будущего сосуда находится между средним пальцем левой руки и мизинцем правой. Мизинец расположен горизонтально, а пальцы левой руки вертикально.

Второе положение - основное, при нем вы придаете сосуду его окончательную форму. Стенка вытягиваемого сосуда находится между указательными пальцами, но вывернутыми так, что указательный палец правой руки расположен горизонтально и выше большого пальца, и всей правой ладонью вы как бы обнимаете сосуд; левый указательный палец расположен вертикально и с правым образует крест.

Третье положение рук необходимо гончару в основном для формирования "губ" сосуда. Стенки сосуда находятся между подушечками указательных пальцев, при этом указательный палец левой руки расположен ниже большого пальца. При достижении определенного мастерства у вас могут появиться свои особенности постановки рук, как, впрочем, они появляются у скрипачей и пианистов, но эти особенности никогда не должны искажать основного принципа правильной постановки рук. Известно, что переучиваться намного труднее, чем учиться.

После постановки рук вы должны освоить основные операции. Первая - центровка глины на круге. При этом ладонью правой руки нужно научиться сминать глину к центру, формуя конус. Опорой для локтя правой руки может служить бедро. Затем, нажимая на конус ладонью левой руки, опускаете его вниз до формы шайбы и так несколько раз, пока глина в форме полусферы не будет ровно, без всякого биения вращаться на круге. Процесс центровки не только перемешивает глину и позволяет перейти к следующему этапу работы, но еще позволяет избавиться от оставшихся мелких пузырьков воздуха, которые с треском покидают глину при формировании конуса. При центровке нужно умело изменять скорость вращения круга. С усилением давления рук скорость должна увеличиваться. Если вы не научитесь правильно центровать глину, вы никогда по-настоящему не овладеете искусством гончарства, так как даже маленькое биение плохо отцентрованной глины в начале работы по мере роста сосуда будет увеличиваться и в конце концов обязательно сорвет его с круга.

Важным моментом в процессе работы является фиксирование дна сосуда. Здесь должна подключиться интуиция, которой можно помочь. Для начала делайте обычные трапециевидные в вертикальном сечении цветочные горшки с отверстием в дне, что даст вам возможность почувствовать его толщину. Толщина дна и стенок гончарного сосуда должна быть 2-4 мм в зависимости от вашего мастерства, качества глины, размеров изделия и его назначения или характера. Но все по порядку.

В центре отцентрованного куска глины пальцем сделайте промин, смочите его водой (при работе на гончарном круге вы постоянно должны смачивать руки в тазу с водой) и продавите глину до воображаемого дна. Затем разгоните глину радиальными усилиями до размеров будущего дна сосуда и только после этого начинайте тянуть стенки. Главное усилие делайте при этом той рукой, которая снаружи, а другой в основном поддерживайте глину изнутри. Это, так сказать, основное положение. При изготовлении различных форм руки постоянно как бы обмениваются усилиями. Но ни в коем случае ни одна из них полностью не ослабевает. Вы как бы тянете глину вверх и внутрь, вверх и наружу, при этом пальцы правой руки несколько ниже пальцев левой, между ними глина принимает форму буквы "8". Сосуд под действием ваших рук растет вверх и вширь.

Не старайтесь сразу сделать вазу или кринку. Отработайте сначала отдельные операции. И не жалейте сминать первые неуклюжие работы. Не надо плодить уродов - это заповедь древних мастеров. И запомните самое главное: полностью доверяйте глине, ее внутренней памяти, ни в коем случае не перечьте ей, ибо глина держит только гармоничные формы. Не забывайте о центробежных силах, которые, в общем-то, и формируют глиняный сосуд. По мере роста сосуда скорость вращения круга, а значит, и центробежная сила, должна уменьшаться, иначе сосуд просто завалится.

Закончив работу, промокните сосуд губкой, подрежьте лишнюю глину у основания сосуда резцом, дайте ему немного постоять и подвялиться. За это время вы можете оценить свою работу, и если инту иция подсказывает вам, что работа удалась, берите струну и срезайте сосуд с круга. И когда вы по-настоящему овладеете мастерством гончара, то каждый раз, взяв в руки свежевыкрученный сосуд, будете искренне удивляться его необыкновенной легкости относитель но объема. Он будет вам казаться намного легче того куска глины, из которого вы его выкрутите. И именно этой воображаемой разницей в весе можно будет всегда измерить ваше мастерство.

Далее вы должны носиться с сосудом, словно с маленьким ребенком, потому что сушка - очень ответственный момент в изготовлении гончарных изделий. Неправильно высушив изделие, вы сведете на нет все ваши прежние усилия. Помните: свежевыкрученный сосуд больше всего боится сквозняков. Поэтому сушить изделия нужно в специально отведенных местах. Изделия должны сохнуть достаточно медленно, чтоб не возникло напряжений внутри глины между уже высохшими и давшими усадку наиболее тонкими деталями и еще влажными. Вот почему желательно, а по большою счету - так обязательно, чтобы толщина стенок изделия была везде одинакова, а это будет зависеть от вашего мастерства.

Наиболее сложные изделия - клееные, с носиками, ручками и разной лепниной - должны сохнуть очень медленно и желательно в специальных сушильных шкафах или просто под полиэтиленовой пленкой. Но пересушивать изделие тоже не следует, так как оно снова поглотит влагу из воздуха до равновесия с влажностью окружающей среды. Характерным и важным моментом в процессе сушки любого изделия из глины является момент прекращения усадки. Этот момент наступает, когда зеркало испарения начинает постепенно перемещаться в глубь изделия и его поверхность начинает светлеть. С этого момента скорость сушки можно увеличить. Количество оставшейся воды после прекращения усадки у пластичных глин - порядка 10-20%, у каолинов - 25-30%. Техническое название этой остающейся части воды - "вода пор" (в отличие от удаленной в процессе усадки "усадочной воды"). Остаточная влажность после сушки обычно составляет 6-8% .

Усадка при сушке тем выше, чем дисперснее и пластичнее глина. Например, каолин просяновский имеет линейную усадку при сушке -2-3%, лёсс - 3,5-5,5%, гомельская глина - 6,4%, кембрийская глина, на которой работает артель "Покровская керамика", - 6,4-6,6%, часов-ярские глины 8-10,5%. И еще: поведение глины зависит от продолжительности сушки и толщины стенок сосудов. Медленное высушивание дает несколько большую усадку глины, чем быстрое. Объемная масса глины и прочность изделий при быстрой сушке немного уменьшаются, и чем толще стенки сосудов, тем усадка больше. Введение в глину электролита (жидкого стекла или канцелярского клея) или увеличение количества отощителя уменьшает усадку при сушке. Обязательно используйте в своей работе опыт печорских гончаров: чтобы при сушке не трескались донышки сосудов малого диаметра, они на первое время сушки обматывают низ сосуда чуть влажной тряпкой или газетой. Чтобы при сушке не треснуло днище у блюда большого диаметра, нужно обмотать влажной тряпкой края блюда.

О лощении надо сказать обязательно. Это один из старинных способов декорирования керамических изделий. Черепок в кожетвердом состоянии заглаживают лощилом, которое изготавливается из камня, кости, дерева или металла. Поверхность черепка таким образом уплотняется и заглаживается до блеска, который сохраняется и после обжига. На поверхности чернолощеного сосуда частичное лощение создает блестящие узоры на матовом черной фоне. Еще раз подчеркнем, что лощение производится на не полностью высохшем изделии. Если этот момент упущен и изделие высохло, то перед лощением его нужно смачивать. Это можно сделать несколькими способами: обмыв его влажной губкой, обрызгав водой из пульверизатора или очень быстро окунув в воду.

После того как изделие будет как следует высушено, вы должны его замыть. Под этим термином подразумевается операция, требующая особой аккуратности, так как вы можете сломать изделие, ведь до обжига оно очень хрупкое. При замывке вы влажной губкой обитраете его, как бы стирая пыль, и при этом все шероховатости, заусенцы, неровности размываются водой и исчезают.

Изделия готовы к обжигу.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)


просмотров: 7430
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Табачная фабрика. Формовка табачных листов (Ивердонская энциклопедия. Том

$16.29
End Date: May-23 05:38
Buy It Now for only: US $16.29
Buy it now |
Формовка для изготовления восковых мисочек

$2.91
End Date: May-18 12:10
Buy It Now for only: US $2.91
Buy it now |
Формовка для изготовления восковых мисочек 2

$2.44
End Date: May-18 12:10
Buy It Now for only: US $2.44
Buy it now |
Кузнечный цех. Третья секция. Грузовая печь, формовка в песке (Ивердонская

$16.29
End Date: May-23 05:26
Buy It Now for only: US $16.29
Buy it now |
Кузнечный цех. Третья секция. Грузовая печь, формовка в земле (Ивердонская

$16.29
End Date: May-23 05:27
Buy It Now for only: US $16.29
Buy it now |
Кузнечный цех. Третья секция. Грузовая печь, формовка в земле (Ивердонская

$16.29
End Date: May-23 05:33
Buy It Now for only: US $16.29
Buy it now |
Кузнечный цех. Третья секция. Грузовая печь, формовка в земле (Ивердонская

$16.29
End Date: May-23 05:34
Buy It Now for only: US $16.29
Buy it now |
Кузнечный цех. Третья секция. Грузовая печь, формовка в земле (Ивердонская

$16.29
End Date: May-23 05:28
Buy It Now for only: US $16.29
Buy it now |
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салфетница Idea "Вязание", цвет: чайная роза, 14 х 14 х 8,5 см
Салфетница Idea "Вязание", цвет: чайная роза, 14 х 14 х 8,5 см
Салфетница - это обязательный атрибут сервировки стола, а салфетница, подобранная со вкусом, - еще и украшение, и эстетическое удовольствие.
Изделие подходит по размеру для стандартной пачки салфеток. Благодаря выемке, салфетки удобно доставать из пачки по одной.
Дополняет серию Вязание от IDEA: корзинки и коробки для хранения, кашпо....

Цена:
99 руб

Тарелка обеденная Luminarc "Carine Black", 26 х 26 см
Тарелка обеденная Luminarc "Carine Black", 26 х 26 см
Обеденная тарелка Luminarc "Carine Black", изготовленная из высококачественного стекла, имеет изысканный внешний вид. Яркий дизайн придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает утонченность.
Тарелка Luminarc "Carine Black"...

Цена:
131 руб

Столик сервировочный "Marmiton", 52 см х 33 см х 4 см
Столик сервировочный "Marmiton", 52 см х 33 см х 4 см
Столик "Marmiton" предназначен для сервировки и подачи блюд. Изделие изготовлено из натурального материала - древесины березы, столешница - из оргалита.
Завтрак в постель - от этого выражения веет роскошью и негой. Чтобы сделать маленькое чудо, вам потребуется сервировочный столик "Marmiton". Предназначенный не только для завтрака в постель, такой столик может обитать и за пределами спальни, заменяя собой подставку для ноутбука, классический поднос и даже стол для рисования и подставку для книг. Благодаря своей универсальности складной столик может сопровождать вас на загородной прогулке или в поездке. Такой "путешествующий" предмет позволит вам в любой обстановке наслаждаться привычным уровнем комфорта.

Размер столика (без учета ножек): 52 см х 33 см х 4 см.
Высота ножек: 20 см....

Цена:
799 руб

Салатница Oriental Way Oriental way Шафран 20см RDB-8B
Салатница Oriental Way Oriental way Шафран 20см RDB-8B
Круглая салатница Oriental Way "Шафран" выполнена из высококачественного дерева. Она подходит как для холодных закусок, так и для масляных салатов. Салатница покрыта пищевым лаком, совершенно нетоксичным и безвредным для здоровья. Лак препятствует...

Цена:
37 руб

Набор салатников Giaretti "Fiesta", с крышками, цвет: оливковый, 0,6 л, 3 шт
Набор салатников Giaretti "Fiesta", с крышками, цвет: оливковый, 0,6 л, 3 шт
Серия салатников "Fiesta" – новая итальянская новинка от Giaretti. Они выгодно подчеркнут преимущества ваших блюд. Салатники объемом 0,6 л удобно помещаются друг в друга, что позволяет практично использовать пространство для хранения. Идеально подходят для подачи салатов порционно, индивидуально каждому гостю....

Цена:
139 руб

Кофейная пара Elan Gallery "Звездное небо", 130 мл, 4 предмета. 730301
Кофейная пара Elan Gallery "Звездное небо", 130 мл, 4 предмета. 730301
Кофейный набор на одну персону Elan Gallery "Звездное небо" понравится любителям кофе.
В комплекте две чашки и два блюдца.
Изделие станет желанным подарком для ваших близких!
Не применять в микроволновой печи....

Цена:
950 руб

Масленка Oriental Way C7010
Масленка Oriental Way C7010
Масленка "Oriental way", выполненная из высококачественной древесины гевеи и пластика, предназначена для красивой сервировки и хранения масла. Она состоит из деревянного подноса и прозрачной пластиковой крышки с деревянной ручкой. На подносе имеются специальные выемки, благодаря которым крышка легко на него устанавливается.
Благодаря такой масленке ваше масло всегда будет свежим.

Особенности масленки "Oriental Way":
- сделана из природного материала;
- гармонирует с любым интерьером;
- долгий срок службы;
- не впитывает влагу;
- не впитывает запахи;
- нельзя мыть в посудомоечной машине. Характеристики:

  • Материал: гевея, пластик.
  • Размер подноса: 17 см х 13 см х 1 см.
  • Размер крышки: 15,3 см х 11,3 см х 5,5 см.
  • Размер упаковки: 18 см х 13,5 см х 6,5 см.
  • Производитель: Китай.
  • Артикул: C7010....

  • Цена:
    649 руб

    Подставка под яйцо "Wilmax"
    Подставка под яйцо "Wilmax"
    Подставка под яйцо "Wilmax" выполнена из высококачественного фарфора.
    Изделие подарит вам летнее настроение и станет оригинальным украшением праздничного стола.

    Диаметр подставки (по верхнему краю): 5 см.
    Высота подставки: 5,5 см....

    Цена:
    159 руб

    Салфетка сервировочная Пластмаркет "Ромашки", 41 х 26 см
    Салфетка сервировочная Пластмаркет "Ромашки", 41 х 26 см
    Салфетка "Пластмаркет", выполненная из ПВХ, предназначена для сервировки стола. Она служит защитой от царапин и различных следов, а также используется в качестве подставки под горячее. Оригинальный рисунок дополнит стильную сервировку стола.
    Размер салфетки: 41 х 26 см....

    Цена:
    79 руб

    Салфетка сервировочная Marmiton "Кубики", 42 х 28 см
    Салфетка сервировочная Marmiton "Кубики", 42 х 28 см
    Салфетка "Marmiton" предназначена для сервирования стола и украшения интерьера. Она изготовлена из полипропилена высокой плотности. Такие изделия легко моются и удобны в хранении, имеют стильный и красивый дизайн....

    Цена:
    69 руб



    2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
      Яндекс цитирования Яндекс.Метрика