Керамика, Гончарное ремесло
Лекция о черной керамике Поверин А.

Лекция о черной керамике, Автор – Поверин А.


Чёрнолощёная керамика изготавливалась ещё в 3 тысячелетии до н. э., использовалась в бытовых и ритуальных целях. В общем ряду самых разнообразных направлений керамики, чернолощёная глиняная посуда занимает совершенно особое место. Благоговейное отношение к ней сохранилось до наших дней. Наверное потому, что технология изготовления чёрной посуды осталась неизменной. Для нее используются только определённые сорта глины, которые добываются вручную в экологически чистых районах области. В такой посуде долго не киснет молоко и сливки, не засахаривается мед, прекрасно хранятся масло, сметана,  варенье, в ней можно готовить пищу в микроволновых печах и духовых шкафах. Возможность керамики прекрасно переносить перепады температуры позволяет  использовать ее для изготовления уникальных изразцов оригинальной формы. Работы авторов неоднократно участвовали в выставках, конкурсах, международных экспозициях, имеются дипломы лауреатов. Возможны заказы на серийное изготовление изделий, штучные работы различного исполнения: от недорогих - под букетик сухоцветов - до дорогостоящих салонных наборов и напольных ваз.
Национальность формы
Раньше, когда повсюду существовали гончарные мастерские, обучение происходило по такой схеме. Начинали с изучения технологии: свойств материалов, применяемых в гончарном деле, и способов их обработки; затем обучали работе на гончарном круге, лепке и т. д. и т. п. Ученик, сразу начинал работать в мастерской и выполнять сначала, конечно, простейшие операции, а это в первую очередь приготовление материала. Ученик приносил в мастерскую глину, затворял ее водой, если она была недостаточно влажная; если хватало сил, то переминал ее, конечно же, вручную. Выполняя эту, казалось бы, простую работу, он привыкал к глине и постепенно начинал как бы чувствовать ее, научался определять нужную влажность и пластичность глины на ощупь, учился варьировать различные добавки и добиваться "смирения" глины, как называли старые мастера процесс добавления в жирную "буйную" глину молотого песка. Все это время ученик наблюдал за работой мастера и постепенно начинал пропитываться атмосферой мастерской, как огурец в бочке пропитывается рассолом. А пропитавшись атмосферой мастерской, надышавшись одним воздухом с мастерами и почувствовав на своих плечах их ободряющие руки, ученик обязательно становился ее неотъемлемой частью — а это и есть основной и настоящий процесс обучения, при помощи которого возможно достижение духовного единения с мастером, материалом и традициями. Обычно такое обучение начиналось с 7-10 - летнего возраста.
Любой человек, который приходит в мастерскую, а это я знаю по собственному опыту, начиная работать с глиной, сразу же пытается создать произведение искусства и непременно такое, какого до него еще не было. Наверное, такое вообще возможно, и Моцарт и Лермонтов это ярко доказали, правда, в других областях искусства. Но в большинстве случаев наблюдается совершенно другая картина. Люди невольно начинают подражать модным, конъюнктурным течениям и повторяют, и не самым лучшим образом, пути, по которым искусство уже давно зашло в тупик. Но в этом ничего нет страшного, это в общем естественно и нормально, так как энергия заблуждения присуща всем здоровым людям, но только в том случае, если человек со временем это начинает понимать. Если же нет, то...
Многие мастера, проработав не один год и добившись хороших результатов, вдруг осознают: то, что они посчитали когда-то самым простым и почти не обратили на него внимания, оказалось самым сложным в их деле. Я имею в виду постижение народных гончарных форм. Они вдруг начинают понимать, что народные формы существуют, что это не примитивизм и не голый практицизм, а самой жизнью созданное совершенство и постижение этих форм, а тем более умение воспроизвести их требуют большого мастерства. А что тогда говорить о дальнейшем развитии народных форм? Какими надо обладать опытом, знаниями, душой и мастерством, наконец, чтобы только вступить в этот тысячелетиями продолжающийся процесс народного формотворчества. Начинающие гончары потому как бы и не замечают простых форм, что подсознательно, видимо, чувствуют невозможность даже их постичь, и невольно сваливаются в сторону авангарда или китча. (Ведь человек хочет только то, что может.) Новое заключается не в отрицании традиций, а в глубоком их постижении. Главный критик в нашем деле — материал, то есть глина, и она судит: принимается или нет это "новое".
Мы должны сказать огромное спасибо тем нашим далеким и неизвестным предкам, которые, несмотря на лихолетья, донесли до нас простые бытовые формы, даже не подозревая, что они явились хранилищем древнейших традиций русского искусства. Крестьянский быт, будучи наиболее устойчивым и неподвижным, обеспечил сохранность и жизнь многим типичным формам древнерусской материальной культуры. Нужно также не забывать, что крестьянские мастера-художники приложили большие творческие силы для усвоения и охраны унаследованных ими бытовых форм, ибо русский мастеровой народ при всей своей впечатлительности далеко не наивен и всегда себе на уме.
Но сколько все-таки было утеряно... Одно монголо-татарское нашествие почти полностью уничтожило достижения русских гончаров IX—XII веков. И долгие годы после свержения ига русские сосуды отличались однообразием и грубостью форм. Исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, упростился орнамент, погибло искусство перегородчатой эмали. Глазурь, и то самая простая — желтая, сохранилась только в Новгороде. Развитие керамики на Руси продолжилось только в XV веке.
Но несмотря на все трудности, которые пришлось испытать древним гончарам, до нас все-таки дошли основные гончарные формы Древней Руси в виде самых разных бытовых сосудов.
Каждый гончарный промысел имел свои неповторимые особенности, которые проявлялись и в необычных формах, и в местных названиях, казалось бы, уже известных предметов быта, и, главное, конечно, в своеобразном декорировании своей продукции.
На Руси каждый сосуд "знал свое блюдо", и я не думаю, что это нужно объяснять, — пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток.
Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей. Большие горшки с расширяющимися кверху стенками - кубаны предназначались для солений, а весьма пластичные кубари с крышкой - для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что так же именовали и кринки с высокой шейкой. Под названием "корчага" на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки. В корчагах хранили и варили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду. Назначение корчаги меняло ее облик и название; так в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной — угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, делали также высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырем. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, — длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону. Сам же сосуд близок по форме морянке — вытянутый вверх, с округлым туловом, сужающийся к основанию и горловине, имеющей разнообразные завершения — то плоские, то округлые, то узкие, то широкие. Небольшие, казалось бы, изменения давали множество неповторимых вариантов, делающих каждый сосуд уникальным. Изготавливались также растворницы-блинницы, так называемые пирожные банки для теста, иногда с "рычажками" — маленькими ручками, варенницы, глубокие тазы для "морозива" — мороженого, молока и сливок.
Из изделий, имевших узко практическое значение, следует отметить дымарь для окуривания пчел, красноглиняную курильницу. В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб -"помощник" и пироги со слоеной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники — сосуды для кислых щей, браги, пива, квасов дрожжевых или фруктовых. Само название "квасник" появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний подобный сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной особенностью квасника является центральная его часть, сделанная в виде полого "бублика", в середину которого помещался лед для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и крутят в наше время "бублики" для квасников из одного куска глины. Далее надо отметить кумганы — кувшины с тонким носиком, кухли-сосуды в виде бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, щанки, или двойняшки (близнята), — сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи — рукоятки, используемые в течение сорока дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном - кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота. В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала — они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в многочисленных когда-то на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи, что-то и нарождающиеся в наше время гончарные артели, которые появляются на свет, словно иван-чай после пожарищ.
Вообще, история гончарства на нашей планете полна загадок. Судите сами: Киевская Русь узнала гончарный круг только в IX веке, а Черняховская культура, которую открыл украинский археолог В.В. Хвойко в 1899-1901 г. в селе Черняхово Киевской губернии, во II-V веках гончарный круг знала и виртуозно им владела. Черняховская культура представляет собой исключительно важное историческое явление, без которого невозможно выстроить историю Восточной Европы в I тысячелетии н. э. Такое историческое значение эта культура приобретает потому, что выявился ее большой территориальный размах: Черняховская культура занимала почти всю лесостепную зону Русской равнины от Прикарпатья до водораздела Днепра и Дона, соприкасаясь на юге со степными сарматами, а на севере - с более примитивными культурами лесной зоны. Примерно то же самое можно сказать и о Дьяковской культуре (V век до н. э. - V век н. э.), которая развивалась в бассейнах верхней Волги и Оки и название получила по селу Дьяковское на р. Москве (ныне в черте города Москвы). Эта культура тоже прекрасно знала тайны гончарного ремесла. Но и та и другая культуры прекратили свое существование к концу V века н. э. Причин было, конечно, много и самых разных, но очевидно и печально то, что ни та ни другая культура не оставили после себя исторических традиций, и нашим предкам уже в который раз пришлось все начинать сначала. Я имею в виду технологическую последовательность работы с глиной: ручную лепку, затем работу на ручном гончарном круге и, наконец, ножном. Только к XVII веку наши предки достигли и где-то даже превзошли гончарные достижения Черняховской и Дьяковской культур. Интересно, что все, о ком я пишу, а это этруски, "черняховцы" и "дьяковцы" - работали в технике черного лощения, и эта техника их роднит и объединяет, что, по-моему, не может не заинтересовать историков. Но интересно и то, что даже в те сверхдалекие от появления гончарного круга времена (имеются в виду времена, когда гончарный круг был благополучно забыт) люди придавали изделиям из глины формы, которые удивительно напоминают нам формы гончарные. Такое впечатление, что, изготавливая горшок, мастер предвидел появление гончарного круга (или, может быть, не до конца забыл) - он как бы в своем сознании моделировал его работу и наверняка по мере лепки стенок изделия вращал его на столе и в конце концов почувствовал нехватку скорости вращения. И кто знает, может быть, именно в такой момент у человека опять родилась идея использования гончарного круга.
Первое, что начал делать человек из глины, — это различные ритуальные предметы - обереги, амулеты и даже произведения искусства, если, конечно, можно употребить здесь этот термин. И уже к IX веку, накануне появления гончарного круга, на Руси опять изготавливали вручную горшки, миски, сырницы - сосуды усеченной конической формы с отверстием в нижней части стенок и противни, имеющие вид больших прямоугольных толстостенных сковородок.
Но к концу X века лепная керамика начинает постепенно вытесняться гончарной или, как говорят археологи, круговой керамикой, хотя в некоторых районах (Белоозеро) она изготавливалась до XII века.
Вообще о гончарах в русских летописях упоминается не часто, что можно сказать и о современных средствах массовой информации. В III Новгородской летописи под 988 годом имеется сообщение, что житель пригородного новгородского села Питьбы гончар Питблянин собирается везти горшки для продажи в город: "... и иде Питблянин рано на реку хотя горнцы везти в город".
Московские гончары впервые упоминаются в духовной грамоте 1460 года, когда один из них, нуждаясь в деньгах - что и нынче для гончаров не ново, просил взаймы их у монаха Андриана Ярлыка, жившего в Андрониковом монастыре. Именно по соседству с этим монастырем, на территории Яузской гончарной слободы, и было сосредоточено гончарное производство. Впервые эта слобода упоминается в 1547 году в связи с большим пожаром, который был в этом районе. "Погоре гончары и кожевники вниз возле реки Москвы", — сообщают московские летописи.
Основным признаком гончарной керамики того времени был линейный и волнистый орнамент, который можно было сделать только на гончарном круге. Я хочу заострить внимание на том, что форма — не главный признак отличия лепной керамики от круговой (гончарной). Правда, некоторые особенности в изделия из глины техника их изготовления, безусловно, привносит. Например, конусная форма лепных изделий по инерции перешла в гончарные формы. Но надо учесть, что первый гончарный круг был ручной, а значит, скорость его вращения еще не позволяла мастерам делать горшки более округлыми. Почувствовать форму легче при более быстром проходе гончаром всей высоты изготавливаемого изделия. И конечно, над мастерами довлели традиции, опыт предков. Так что гончарные формы ждали своего Андрея Рублева, чтобы принять тот вид, по которому мы их знаем теперь. Этому в большой степени способствовало появление ножного гончарного круга.
Со временем качество гончарных изделий, естественно, улучшается. Появляются крупные города, а значит, и гончарные мастерские. Обжиг производят уже не в кострах и печах, а в специальных горнах. Гончары начинают работать круглый год - гончарство становится настоящей профессией.
Самый ранний горн на территории Древней Руси археологи нашли в городище Ревно II, что в Черновицкой области. Он датируется X веком. Горны ХI-ХII веков были открыты в Киеве на Старокиевской горе. Еще в Киеве на территории Софийского заповедника был открыт горн XIII века, загруженный амфорками "киевского" типа.
В первое столетие после появления на Руси ножного гончарного круга гончары в основном делали горшки. Они все еще имели форму конуса, но постепенно их бока округлялись, вскоре стали появляться и кринки полусферической, округлой формы. В это же время изготавливались и кувшины, горшочки с ручками, сковородки, плошки, миски.
К началу XI века на гончарных изделиях стали появляться клейма. В определении назначения этих клейм мнения ученых несколько расходятся. Одни считают, что клейма преследуют магическую цель - они охраняют пищу и благополучие владельца изделия; другие считают клеймо знаком заказчика, удостоверяющим принадлежность тому или другому из них; и наконец, третьи считают клейма личным знаком мастера. Я разделяю мнение последних.
Уже к XIII веку качество гончарных изделий заметно улучшается, стенки сосудов становятся тоньше, изделия до конца спеченные, а значит, техника и технология изготовления гончарных изделий стали совершеннее. В это время широкое распространение получили глиняные сосуды с шаровидным или яйцевидным туловом, верх которых переходил в горловину цилиндрической формы. Они сильно отличались друг от друга размерами, орнаментом и пропорциями. Применялись такие сосуды для хранения и отстоя молочных продуктов. Считают, что все они являются прообразом более поздних молочных кринок или безручных кувшинов. Наиболее крупными изделиями городских мастеров ХI-ХIII веков были корчаги - пифосообразные сосуды для хранения зерна и приготовления пива. Объем их доходил до 120 л. Корчаги нередко закапывали в пол жилища, где их и находили обычно при раскопках.
Другие изделия того времени - жаровни, латки (низкие миски), обычно с трубчатыми ручками, сковородки диаметром до 35 см. Их применяли для выпечки хлеба.
Надо отметить, что уже с X века на Руси изготавливалась обливная керамика. Известно, что поливные облицовочные плитки использовались в убранстве Десятинной церкви в Киеве (991 - 996 гг.). Очевидно, среди "мастеров от грек", привлеченных Владимиром Святославичем для строительства храма, были мастера, наладившие производство поливной керамики. Полива была плотная, непрозрачная, ярко-зеленая, реже желтая. Перед поливом красножгущихся глин изделия покрывали светлым ангобом. Все поливы были с большим количеством свинца. До нас дошли обливные лотки для подогрева и подачи пищи к столу, кубки, чашки, бокалы (повторение стеклянных форм), кубышки, двуручные кубки, открытые блюда на плитчатом поддоне. Интересно, что кубышки, в которых подавали к столу вино, со временем стали использоваться для хранения денег и до нас дошли именно в таком качестве - их наши предки зарывали в землю до лучших времен полными медных и серебряных монет.
Была на Руси и привозная керамика - с востока, запада и, в основном, с юга. Это амфоры и так называемые красноглиняные кувшины тмутараканского типа, которые служили тарой для перевозки вина, рыбы и прочих продуктов, а также нефти. Изготавливалась она в основном в Крыму и Тмутаракани. От нашей керамики отличалась формой (двуручная, круглодонная), составом глины - без видимых примесей или с включением мелкодробленого шамота и мела, а также качеством обжига - ровного оранжевого цвета. У нас такие изделия называли корчагами (корчагъ, кърчагъ). По их образу и подобию изготавливались амфоры-корчаги и на Руси. Такую двуручную амфору нашли в Гнездово под Смоленском. На ее боку процарапано слово "ГОРОУХША", и ученые считают, что это самая ранняя древнерусская надпись.
Наряду с интенсивным развитием капитализма в конце XIX - начале XX века в России сохранились остатки феодальных отношений. Так что, как это ни странно прозвучит, нам с феодальными отношениями повезло — они сохранили нам ремесленников вплоть до тридцатых годов XX века. И хотя их дни уже были сочтены, они успели передать нам эстафету своего творческого мастерства. Наш долг — нести эту эстафету дальше.
 
 

Мне иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и по этому в последнее время человечество все сильнее и сильнее тянется к своему прошлому.
Сколько профессий на Земле кануло в Лету: шорники, например, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинах и еще в словарях. И таких профессий десятки, а по миру - так и сотни. Но одна из них дожила до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончара.
Как это ни покажется странным, условия работы древнегреческих гончаров почти не отличались от условий работы современных мастеров: тогда гончарные круги вращались рабами - сейчас их вращают электрические двигатели, а все остальное осталось без изменений. Вообще, гончарный круг - это удивительная машина: ей уже несколько тысяч лет, а она в принципе не изменила своей конструкции. Как утверждают ученые, круг изобрели древние шумеры. И тому неизвестному шумеру, который это сделал, я бы поставил памятник, так как во многом благодаря гончарству мы знаем свою историю. Ведь археологи и историки буквально считывали ее с гончарных изделий наших предков.
Пять тысяч лет тому назад, когда в Месопотамии была изобретена письменность, первую "бумагу" стали делать из глины. На тонких глиняных дощечках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге. (Кстати, белая глина обязательно входит в состав современной бумаги. Значит, в какой-то мере мы и сейчас пишем на глине.) Среди найденных при раскопках глиняных табличек встречаются всевозможные документы: законы, справки, хозяйственные отчеты. Глиняные таблички стали страницами и самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увековечены эпические поэмы, религиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие времена. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались.
Керамика так древна, что не сохранилось даже мифов о ее происхождении. И, может быть, первым гончаром и скульптором был сам Господь, который "сгончарил" Землю и слепил из глины первого человека...
Люди о керамике узнали, видимо, случайно. Можно представить себе, что однажды человек попробовал что-то слепить из красно-желтой жирной земли и сунуть это в огонь. Комочек глины растрескался, а его частички оказались твердыми и жесткими. Постепенно люди овладели технологией обжига: надо не сразу ставить предмет в огонь, а сначала высушить, чтобы он не треснул. Чтобы сушка и обжиг проходили более равномерно, нужно добавлять к глине песок. Так в течение столетий совершенствовалась технология изготовления высушенных и обожженных изделий из смеси глины и песка. И сегодня от состава глиняной массы и температуры обжига зависят свойства получаемой керамики и определяются ее разновидности.
Россия всегда славилась гончарами. Из их мастерских выходили кринки, кувшины, щанки, рукомои, корчаги и др. Когда-то в стране было около 200 гончарных промыслов, но почти все они не дожили и до середины двадцатых годов XX века. И это в каком-то смысле трагедия для России, и не только потому, что гончарные артели производили четвертую часть всей керамической продукции. Но и потому, что были прерваны гончарные традиции, а традиции это не что иное, как черты характера народа.
Сегодня гончарное искусство возрождается. Успешно работают мастера в Гжели, Скопине, Ерге (Вологодская область), Подмосковье - это я называю промыслы. Отдельных мастеров, конечно, больше: есть они и в Санкт-Петербурге, и в Омске, и в Смоленске, и в Саратове, и в Липецке, и в Воронеже, и даже в Тольятти. И я должен сказать, что профессия гончара молодеет. На первый съезд гончаров России в Твери в 1997 году приехала в основном молодежь. И это, может быть, самое главное. Мы сейчас переживаем своеобразный ренессанс народного искусства.
Так, считается, что народное искусство - это все лучшее, что сделано руками того или иного народа. Но на самом деле это словосочетание - еще и научный термин, который определяет народную среду с XVIII века до конца XIX века. Так же важно осознать, что если для нас народное искусство есть область эстетического восприятия прекрасного, то для самих творцов существовало иное понимание предмета и всего окружающего мира. Крестьянская среда исключает вещи, не имеющие прямого назначения. Отступление от функциональной направленности, то есть изменение формы и содержания предмета не приветствовалось: считалось, что это могло навлечь на людей беду.
Все народные формы оттачивались веками и таким образом приходили к своему совершенству. Здесь время сродни морской волне, которая шлифует гальку. Я долго не мог понять, почему некоторые старые мастера делают только несколько форм утвари и не увеличивают свой ассортимент, говоря современным языком. Нет, говорили они, так делал мой отец и я буду так делать. Да разве ручку на кувшине не проще и удобней сделать по-другому, настаивал я по молодости. Нет и нет, отмахивались они от моих предложений и даже обижались. И в этом их консерватизме огромный смысл. Они подсознательно донесли до нас культуру своих предков. Каждый сосуд делали по образцу, созданному великим мастером, но на какой-то стадии развития другой великий мастер вносил в его форму некоторые изменения и как бы заново "канонизировал" его. Для каждой такой "канонизации" нужны были недюжинные и творческие и духовные возможности. Между крупными изменениями происходили и мелкие, так сказать, шлифовка, которая тоже вела к совершенству. То есть в создании форм, как и в истории развития человека и государства, имеют место и эволюционные и революционные процессы.
Важным понятием, связанным с любым ремеслом, в том числе и с гончарным, является понятие "промысел". Промысел - это занятие, ремесло, производство, дело, доставляющее человеку пропитание. Именно в этом значении термин "промысел" закрепляется за крестьянскими ремеслами. Вся история ремесел и промыслов - это история их выделения из сельского побочного занятия и превращение в самостоятельный вид деятельности. В XIX веке появляется систематизация крестьянских промыслов по их отношению к ведению хозяйства: отхожим промыслам противопоставляются кустарные, развивавшиеся на базе крестьянского хозяйства и не требовавшие отрыва крестьянина от земельного надела. Термин "промысел" в определенном смысле условен по отношению к современным художественным производствам - таким, как Гжель, Жостово. Сегодня звание "предприятия, производящего изделия народного художественного промысла", присваивается специальными комиссиями при администрациях крупных городов, что связывает эти предприятия с промыслами ХVIII-ХIХ веков больше лингвистически, чем по сути своей, ибо настоящий народно-художественный промысел зарождается как по экономической необходимости, так и по духовной потребности народа.
Народное искусство - это исторически необходимое и естественное проявление художественных способностей народа, в основе своей сугубо прагматическое и поэтому стоящее как бы вне вкусов и критики, как река или дерево, и является лишь объектом изучения и восхищения, ибо создавалось веками. Время, как и Творец, никогда не ошибается.


О живом боге, страшном и недобром писали так:
Он там сидит, изогнутый в дугу,
И глину разминает на кругу.
И проволочку тянет для основы.
Он лепит, обстоятелен и тих,
Меня, надежды, сверстников моих,
Отечество... И мы на всё готовы.

Обварная керамика. Гончарная традиционная русская утварь
   Эта традиционная гончарная русская керамика, получившая свое название по способу ее обжига. Раскаленный черепок щипцами достается из печи и опускается в мучную болтушку, жидкую кашу, настой трав и т. д., отчего поверхность его покрывается красивыми коричневыми разводами. Рисунок разводов у каждого изделия всегда получается разным, что придает такой керамики особую ценность.

А квасник... Квасник похож на бублик, что тянется из одного куска глины. В дырку этого бублика клали кусок льда, завернутый в ткань.
Сосуд этот самый сложный для изготовления на гончарном круге.
Квасник - это загадочный и мистический сосуд с дыркой посередине - непостижимый, как тайна русской души.
Народное искусство всегда было Простым, но не простоватым. Здесь «простота» синоним «добра» и «истины», а не «примитивности».
Этрускам принадлежат древнейшие на Аппенинском полуострове памятники письменности, и именно этрусское письмо легло в основу современного латинского алфавита, которым пользуется добрая половина человечества. Это именно они, этруски, основали Рим, изобрели водопровод, канализацию, «римский дворик»; это они научили римлян судостроительству, искусству вождения кораблей; они же изобрели якорь и медный таран, укреплявшийся на носу корабля в его подводной части; многие боги, которым приносили жертву римляне, были богами этрусков.
К римлянам перешли от этрусков знаки государственной власти, одежда, устройство дома, цирк, гладиаторские бои. Можно еще долго перечислять «римские» изобретения, авторами которых являются этруски, но ясно и так, что история культуры Западной Европы неразрывно связана с культурой и историй этрусков, которые жили на юге современной Италии более двух тысяч лет назад (VII — II в.в. до н.э.)
Но есть еще одно изобретение этого загадочного народа, которое впрямую не стало достоянием всего человечества, ибо, как сейчас принято считать, устарело (как будто может устареть технология живописи, например) — это технология изготовления гончарной чернолощеной керамики. Правда, в строительной индустрии эта технология применяется и сегодня — в Англии, например, выпускают кирпич серого цвета. И почти в каждом солидном музее мира вы можете увидеть гончарные чернолощеные этрусские вазы — те самые, о которых когда-то писал Проспер Мериме. Есть они конечно и у нас — в Государственном музее изобразительных искусство им А. С. Пушкина (около тридцати образцов) и в Эрмитаже. В Европе их гораздо больше — они есть даже в частных коллекциях и являются предметом собирательства многих коллекционеров.
Сама технология черного лощения очень проста и интересна, но сейчас она практически не используется — ни керамической промышленностью, ни художниками-керамистами, т. к. наилучших результатов, т. е. истинного аспидно-черного цвета у черепка можно достичь только в горновых печах, в которых сегодня, при наличии природного газа и электричества, могут обжигать керамику только одержимые.
Традиционной такого рода керамика стала на нашей планете помимо Этрурии еще в Грузии и Древней Руси. Чернолощеные черепки, найденные на территории нашей страны, археологии датируют вторым тысячелетием до нашей эры. Грузию, которая находилась под влиянием и Древней Греции, и Древнего Рима из этого спора, по крайней мере временно, я исключаю. А после того как русский филолог — дешифровщик Г. С. Гриневич, после двадцатилетней работы над дешифровкой этрусской письменности, расшифровал ее и доказал непосредственную ее связь с праславянской письменностью («Пра-славянская письменность и результаты дешифровки», Москва, «Общественная польза» 1993 г.), можно уже серьезно говорить и об изобретателе технологии черного лощения.


просмотров: 1704
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Банка для соли Elan Gallery "Лимон", с ложкой, 250 мл
Банка для соли Elan Gallery "Лимон", с ложкой, 250 мл
Банка для соли Elan Gallery "Лимон", изготовленная из высококачественной керамики, подойдет не только для соли, но и для сахара, специй и даже меда. Благодаря наклонной форме и ручке, она очень удобна в использовании. Изделие оформлено в виде...

Цена:
409 руб

Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: светло-зеленый, 550 мл
Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: светло-зеленый, 550 мл
Многофункциональный салатник Plastic Centre "Galaxy" с крышкой прекрасно подходит как для приготовления, так и для подачи различных блюд на стол. Лаконичный дизайн впишется в любую обстановку кухни. Крышка сохранит свежесть приготовленных...

Цена:
58 руб

Силиконовая подставка для яйца Regent Inox "Завтрак", цвет: оранжевый
Силиконовая подставка для яйца Regent Inox "Завтрак", цвет: оранжевый
Цена:
67 руб

Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: желтый, 550 мл
Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: желтый, 550 мл
Многофункциональный салатник Plastic Centre "Galaxy" с крышкой прекрасно подходит как для приготовления, так и для подачи различных блюд на стол. Лаконичный дизайн впишется в любую обстановку кухни. Крышка сохранит свежесть приготовленных...

Цена:
58 руб

Кружка "Shenzhen Xin Tianli", цвет: оранжевый, 370 мл
Кружка "Shenzhen Xin Tianli", цвет: оранжевый, 370 мл
Кружка "Shenzhen Xin Tianli" выполнена из высококачественной керамики и имеет спокойный классический дизайн. Это изделие экологически безопасно.
Кружка "Shenzhen Xin Tianli" станет замечательным сувениром к любому случаю. Диаметр кружки по...

Цена:
97 руб

Кружка Luminarc "С добрым утром", цвет: прозрачный, 400 мл
Кружка Luminarc "С добрым утром", цвет: прозрачный, 400 мл
Кружка Luminarc "С добрым утром" изготовлена из упрочнённого стекла. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих (выдерживает температуру от 0°С до 110°С) и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы....

Цена:
129 руб

Подставка под яйцо Elan Gallery "Белый кролик", с солонкой, на подставке, 20 мл
Подставка под яйцо Elan Gallery "Белый кролик", с солонкой, на подставке, 20 мл
Отличная идея для завтрака! Для настоящих ценителей традиций. Станет замечательным подарком на именины или по любому другому поводу.

Размер набора: 9,5 х 8 х 8 см.
Объем солонки: 25 мл....

Цена:
449 руб

Подставка для яйца Regent Inox "Завтрак", силиконовая, 12 х 12 х 2,5 см
Подставка для яйца Regent Inox "Завтрак", силиконовая, 12 х 12 х 2,5 см
Подставка для яйца Regent Inox "Завтрак" выполнена из силикона. Она имеет специальное углубление для яйца и небольшое блюдо на которое можно положить ложку или насыпать скорлупу.
Дизайн подставки "Завтрак" отлично сочетается с посудой любого...

Цена:
43 руб

Набор для фондю "Bohmann", 23 предмета. 8466BHNEW
Набор для фондю "Bohmann", 23 предмета. 8466BHNEW
Набор для фондю "Bohmann" изготовлен из нержавеющей стали. Чаша оснащена удобными ненагревающимися деревянными ручками.

В комплекте:
- чаша для фондю,
- миски керамические белого цвета - 6 шт,
- вилки для фондю с деревянными...

Цена:
4490 руб

Кружка Эврика "Котик", цвет: черный, 400 мл
Кружка Эврика "Котик", цвет: черный, 400 мл
Кружка Эврика "Котик" выполнена из керамики в виде смешной мордочки кота с маленькими ушами. Округлая, сужающаяся кверху форма корпуса не даст остыть вашему напитку преждевременно, а удобная широкая ручка не позволит обжечь пальцы. Такая кружка...

Цена:
419 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика