Керамика, Гончарное ремесло
АНГОБЫ

АНГОБЫ

 

Ангобы - жидкие (шликерные) керамические краски на основе белой или цветных глин, предназначенные для декорирования глиняных изделий в сыром состоянии. В качестве ангобов часто используют процеженные через сито 64 000 отв/см2 шликеры природных глин без каких-либо добавок. Если общая усадка таких ангобов примерно равна усадке массы/ из которой изготовлено изделие/ ангобы прочно сцепляются с поверхностью изделия. Практика показывает/ что меняя влажность шликера или изделия/ толщину слоя и способ покрытия можно добиться успеха и при различной усадке ангоба и керамической массы.

Содержание воды в готовых к работе ангобах колеблется от 35% до 50% в зависимости от выбранного способа покрытия. Высококачественные ангобы готовят помолом в шаровых мельницах глины с добавками кварцевого песка/ шамота/ мела и др. в зависимости от назначения. Тонкомолотые ангобы используют для покрытия черепицы/ чтобы уменьшить ее водопоглощение/ применяют для покрытия электролизных керамических ванн в гальванотехнике. В технологии художественной керамики применяют белые ангобы, приготовленные на основе беложгущихся глин/ цветные- на основе природноокрашенных глин и цветные- окрашенные оксидами металлов или керамическими красками. Художественные керамические изделия могут полностью покрываться ангобами для изменения цвета черепка или декорироваться ангобной росписью. Анобированные изделия/ как правило/ покрываются прозрачной бесцветной/ реже прозрачной цветной глазурью. Ангобы наносятся на изделие окунанием/ поливом/ кистью/ трейсером (рожком)/ пульверизатором/ тампоном и др. Изделие при нанесении ангобов должно находиться в сыром состоянии, иметь цвет сырой глины. Влажность черепка при этом составляет 18-22%. После перехода глиняного черепка в "кожетвердое" состояние ангобы можно наносить только тонким слоем во избежание осыпания их при дальнейшей сушке. Сухое изделие можно декорировать ангобом только способом напыления.

Барботин - цветной ангоб/ предназначенный для покрытия не всего изделия/ а только по определенному рисунку. Барботин наносится значительно гуще и для большей вязкости к нему добавляется сахарный сироп или гуммиарабик. Для замедления высыхания и улучшения кроющей способности ангоба в него добавляют глицерин.
В качестве белого ангоба для глиняных пористых изделий могут быть использованы чистые огнеупорные беложгущиеся глины Часов-Ярского/ Дружковского, Веселовского и др. месторождений. Для этого достаточно распустить беложгущуюся глину в шаровой мельнице в течение 8-24 часов и пропустить через сито 64000 от/см2. Глина, взятая для приготовления белого аногоба должна быть тщательно отсортирована от примесей железа, а шаровая мельница футерована изнутри кремневыми, ситалловыми или фарфоровыми плитами. Если сокращение ангоба (усадка) больше, чем усадка черепка, т.е. ангоб трескается, к нему необходимо добавить тонкомолотый кварцевый песок, фарфоровую или фаянсовую массу в количестве до 40-50%. Для сильно отощенных керамических масс в качестве белого ангоба можно использовать фаянсовый шликер, а некоторых случаях и фарфоровый, при этом следует помнить, что количество пластичной глины в массе черепка и ангоба должно быть примерно одинаковым. Перед нанесением ангобов на "кожетвердый" черепок, полезно увлажнить черепок губкой.

Цветные ангобы. Как указывалось выше, для приготовления определенной цветной палитры можно использовать природные окрашенные глины/ например/ глину Никифоровского месторождения (темно-красный до вишневого)/ Гайдуковского (светло-красный), их сочетание с белой глиной. Для получения же более яркой палитры к белому ангобу добавляют оксиды марганца, меди, кобальта, никеля хрома и сурьмы в количествах от 2 до 8% в зависимости от требуемого тона и красящих способностей оксида. Ангобы, окрашенные оксидами металлов, только после политого обжига изделий проявляют свой истинный цвет. Цвет аногобов под прозрачной глазурью существенным образом зависит от химического состава глазури и главным образом от того/ есть ли в ней оксид свинца и в каком количестве. Ангобы на основе оксида меди/ например, под многосвинцовой (более 50 вес.% РЬО) глазурью имеют ярко-зеленый цвет, под щелочной бесвинцовой- от бирюзового до синего. Оксид никеля дает целую гамму цветов от бежевого к коричневому до цвта умбры в зависимости от состава глазури. Ангобы с оксидами марганца икобальта менее существенно меняют окраску/ а зеленые хромовые под любой глазурью имеют одинаковый цвет. Оксид сурьмы окрашивает ангоб в яркий желтый цвет только под многосвинцовой глазурью/ а под бессвинцовыми глазурями вообще не дает окрашивания.

Окрашивание ангобов оксидами металлов в настоящее время почти не практикуется на предприятиях керамической промышленности ввиду сложности их приготовления (длительный помол) и относительного дефицита чистых оксидов металлов. Сейчас для приготовления цветных ангобов используют керамические пигменты и краски, которых все больше изготавливают красочные заводы, а также соли красящих металлов. Нерастворимые в воде соли красящих металлов просто добавляют в' определенном количестве при помоле ангоба, растворимые в воде соли предварительно осаждают, т.е. переводят в нерастворимое в воде состояние.

Для этого соль растворяют воде и кэтому раствору приливают раствор некрасящего вещества - осадителя до тех пор/ пока не прекратится образование осадка. Для каждой красящей растворимой соли по таблице растворимости подбирается вещество - осадитель. Например, растворимые соли меди осаждаются раствором соды:
CuS04 + Na2S03 -> СuS0з + Na2S04
раствор раствор осадок раствор

Образовавшийся осадок отстаивают, отделяют от ратвора, промывают и добавляют при помоле в ангоб. Иногда красящую соль осаждаюют прямо в массе ангоба, приливая к нему вещество-осадитель, но вэтом случае в ангобе появляется растворимая в воде некрасящая соль, например, как показано пыше, Na2S04, отрицательно влияющая на консистенцию ангоба и поведение его в обжиге. Окрашивание ангобов солями не требует длительного помола красителя с аногобами и дает возможность получить равномерное распределение красителя. Керамические пигменты и подглазурные краски добавляются в белый ангоб в количестве до 30 вес. % при помоле в шаровую мельницу. Иногда достаточно тщательного перемешивания ангоба с пигментом или краской. Керамические пигменты и краски в порошке хотя и имеют яркие тона, истинный цвет ангоба проявляется только после политого обжига изделия и зависит от состава глазури, правда не столь существенно, как цвет ангобов на основе оксидов металлов. Пигменты и поглазурные краски практически не растворяются в кроющей глазури в отличие от некоторых оксидов металлов, и дают возмость получить яркий и четкий декор (что не всегда красиво для гончарного изделия).

Для окрашивания ангобов с известной осторожностью можно использовать и некоторые надглазурные краски (хромовые, кобальтовые, марганцевые, железные, медные), а также не растворимые, а при определенном навыке и растворимые в водще соли железа, хрома, марганца, меди, никеля, кобальта.

Флюсные ангобы. Иногда для усиления цвета ангоба, лучшего сцепления его с черепком и кроющей глазурью, или применения вообще без глазурного покрытия к нему добавляют флюс. Обычно это бесцветная глазурь или стеклобой в количестве от 5 до 20% вес.. Флюсные ангобы наносятся ка на сырой глинянный черепок, так и на предварительно обоженный и даже глазурованный. В двух последних случаях флюсный ангоб наносится только пульверизатором.

Флюсные ангобы применяют для перекрытия глазурованных и неглазурованных глиняных и шамотных изделий. Флюсный ангоб, нанесенный на изделие распылением, после обжига образует матовую шероховатую однотонную поверхность, полностью закрывающую черепок. Флюсными ангобами декорируют архитектурную керамику. Цветные ангобы применяют и для декорирования фаянса. Готовят их путем мокрого помола в шаровых мельницах беложгущихся глин с добавлением керамических пигментов, красок или оксидов металлов.
К флюсным ангобам можно отнести и так называемые керамические лаки, представляющие собой коллоидные фракции глиняных частиц, образующиеся при длительном отстаивании некоторых глин. Керамические лаки образуют тонкое глянцевое покрытие, на изделии, не пропускающее воду. Эта техника широко использовалась в древней Греции (кранофигурная ичернофигурная керамика), с появлением глазури необходимость в лаках, приготовить которые очень трудно, отпала.


просмотров: 7487
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Столовая посуда


2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика