Керамика, Гончарное ремесло
История фарфора Виды фарфора.
История фарфора Виды фарфора.

 

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600- -800 °С, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500 °С.

В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером. Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100- 1500 °С, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050- 400 °С, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерни ста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи). Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку.

Обжигается костяной фарфор при 1100-1500 °С. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

 

Украшения на фарфоре.

 

 

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т. д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно употребительной на китайском фарфоре, способные вынести большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепок и затем обжигаются вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. Говоря о твердом фарфоре, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре, с другой стороны, они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь.

 

ВОСТОК.

 

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство". Отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии. Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари". Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом

 

ФАРФОР МЕДИЧИ.

 

В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству. Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато - лиловой краской - из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. Марка на фарфоре Медичи - "F" и над ним купол флорентийского собора - синяя. В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод.

За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски со времени начала XVII века - значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки, однако, остаются безуспешными.

 

 

ГЕРМАНИЯ И АВСТРИЯ. Мейсен.

 

Около 1700 года проблема белого и просвечивающего фарфора технически все еще не была решена: не знали химического состава твердого фарфора с его специфическими свойствами. К концу XVII века физик и математик граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз проводит обширные геологические
исследования в Саксонии. Его целью было найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу. Одновременно он разрабатывал план сооружения тут и искал соответствующий огнеупорный материал для стеклоплавильных печей.

В 1704 году ему был поручен контроль над деятельностью молодого Бётгера, которого король Август держал тогда под стражей в Мейсене. Плодотворная совместная работа старого опытного ученого и способного молодого человека, которому не доставало только правильного руководства, приводит, в конце концов, к решению вопроса о нужном составе твердой фафроровой массы.

Прослышав о Бётгере, прусский король Фридрих I решил использовать его для своих целей. Тот жаждал продолжать свои опыты и занятия и, опасаясь за свою свободу, бежал в 1701 году в Виттенберг, где на этот раз оказался в сфере власти саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, распорядившегося доставить его в Дрезден и там посадить под надзор. Служба Бётгера требовала от него приготовления золота. Совместная работа с серьезным Чирнхаузом была для него преимуществом. В ответ на угрозы недовольного Августа, ждавшего положительных результатов, Бётгер вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса, и в 1707 году ему действительно предоставили нужные для этого средства. Основанная в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого "каменного литья" Ари де Мильде в Голландии. На этот вид керамики шла глина из Плауэна с содержанием окиси железа. Обжигаясь, она делалась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т. д. Оба работавших вместе ученых продолжали искать способы получить твердый фарфор. Чирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал - в октябре 1708 года он умер. В марте 1709 года Бётгер добился, наконец, своего, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем абсолютного слияния черепка и глазури. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бётгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Художественным руководителем после него назначается Иоганн Грегор Херольд, ознаменовавший собой "живописный период".

При нем работал в Мейсене с 1727 года скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер, с 1730 года мастер-модельер. В 1733 году место Кирхнера занял Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида. С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает. Изделия же XIX века художественно менее значительны. Период Бётгера (1710-1719). Одновременно производятся каменная посуда и фарфор, причем в обоих видах выступают одинаковые формы, большей частью заимствованные у китайцев. Новыми являются только фарфоровые высокие стаканы в форме перевернутого колокола. Твердость каменной посуды дозволяла различные техники декора: мотивы китайской или античной орнаментики оттискивались наподобие рельефа в формах, так называемый орнамент "берен", барочные лиственные побеги и бандельверк исполнялись резьбой и полировкой - техникой, заимствованной из стеклодельного ремесла, "шинуазри" расписывались золотом и серебром (в наши дни уже оксидируются). Допускалась крепким черепком, кроме того, шлифовка в блестящие грани. Что же касается белого фарфора, то он равным образом снабжался оттиснутыми в формах украшениями или пластическими, реалистически трактованными растительными декорами, которые формовались от руки и накладывались.

Более редкими являются в это время вещи с росписью. Бётгеру приписывается изобретение розово-фиолетовой "перламутровой" глазури, роспись же если и производилась, то только золотом и серебром. Фигурная пластика этого времени лишена какого-либо художественного значения. Период Херольда и Кендлера 1720-ок. 1745. Херольду обязано введение в Мейсене муфельных красок с их низкой температурой плавки и богатой палитрой. В 1722 году появляются красная, фиолетовая, коричневая, жетловато-зеленая и серо-зеленая, желтая и голубая краски, в 1725 году - позолота через огонь. До 1735 года посуда формовалась по дальневосточным образцам, и ими же инспирирована роспись фарфора в виде так называемых "индианских цветов" - термин, под которым вместе с тем понимаются мотивы бамбуковых деревьев, хризантем и пионов, сосен, фантастических птиц и драконов. Из дальневосточного стиля вышел в числе других А.-Ф. Лёвенфинк, выдающийся живописец, действовавший в Мейсене около 1730 года. Между 1725 и 1735 годом возникают композиции из псевдокитайских фигур и декораций, так называемые "шинуазри", создававшиеся по образцу тех гравюр, что с конца XVII века публиковались в Германии и Нидерландах. Херольдом и теми, кто с ним работал, эти образцы переиначивались, причем исполнялись они сперва только золотом в виде силуэтов, а с 1726 года делались многоцветными. Одновременно Херольд с успехом пробовал себя в изготовлении так называемого "фонового фарфора", на одноцветном фоне которого (желтом, бирюзовом или синем) оставлялось незакрашенным место для разноцветной росписи.

В пейзажных картинах обнаруживает себя перед другими И.-Г. Хинце около 1740 года, а в сценах по Ватто - И.-Б. Борман, работавший в Мейсене приблизительно в середине столетия. До 1740 года не применялась, по техническим причинам, синяя подглазурная роспись, тогда как около 1740 года рождаются известный "луковый узор" и "сухоцвет", которые еще долго будут жить на младших фарфоровых заводах. И кроме этого, внимание уделялось только расписному декору, в то время как в формовке ограничивались заимствованными моделями Востока. Положение меняется лишь с приходом в Мейсен И.-Г. Кирхнера и особенно И.-И. Кендлера, которые дали способной к принятию формы фарфоровой массе то, чего ей до сих пор не хватало, собственный европейский стиль в духе барокко. В первые годы руководства Херольда с ним работал в Мейсене Г. Фрицше, которому приписываются фигурки не слишком высокого качества. С 1727 года в Мейсене стал служить Иоганн Готлиб Кирхнер, в 1730 году назначенный мастером-модельером. Он был способным скульптором из круга Пёппельмана, создателем в те же 1727-1729 годы нескольких корпусов часов и висячего фонтана в форме поддерживаемой атлантом раковины. Если же говорить о широкой творческой деятельности в области фарфоровой пластики, то повод к ней был дан самим Августом Сильным, пожелавшим выставить в помещениях своего "Японского дворца" фигуры животных из белого фарфора в натуральную величину. Получил это задание Кирхнер, и в промежутке 1730-1733 годов он смоделировал ряд таких больших скульптур. В 1733 году он был, однако, отпущен, и заканчивать урок досталось его преемнику Иоганну Иоахиму Кендлеру. Кендлер создал следующую серию больших скульптур животных, но после смерти Августа Сильного грандиозный план Японского дворца вскоре рухнул. Тогда, занимаясь одновременно скульптурами меньшего объема, Кендлер вплотную приступил к моделированию посуды, и в этом направлении его самыми знаменитыми работами являются столовый сервиз 1735-1737 годов - для графа Александра Йозефа Зулковского и "Лебединый сервиз" (1737-1741) - для саксонского министра графа Генриха Брюля, начальника Мейсенской мануфактуры после смерти Августа Сильного. Оба сервиза свидетельствуют о радости пластического формования поверхности и об удивительной способности сочетать эти промоделированные формы с накладными пластическими украшениями - цветами, фигурами, лебедями и дельфинами. С точки зрения вариабельности - это высшее, что можно себе представить, даже если аналогичные подходы снова проявляются в других, более простых сервизах Кендлера, например, в сервизе "Калина", вся поверхность которого усеяна мелкими лепными цветочками.

Именно Кендлер ввел, кроме того, отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе - декор, оформлявшийся по-разному и сегодня носящий имена первоначальных заказчиков: "Старый-Озье", "Новый-Озье", "Старый-Бранденштейн", "Новый-Бранденштейн", "Выпуклые цветы Гоцовского" и, наконец, "Рельефный убор Дюлонг".

Уже с 1735 года с Кендлером стал работать другой видный модельер, И.-Ф. Эберлейн, который участвовал в моделировке больших скульптур животных, самостоятельно оформив ряд мифологических образов. Период рококо (ок. 1745-1774). В росписи фарфора между 1740 и 1750 годом происходит известная смена мотивов. Отделка по преимуществу ограничивается реалистическим изображением цветов, а именно так называемыми "немецкими цветами" и дополняющими их ветками, фруктами, птицами и насекомыми. Сначала копировались гравюры из книг (напр., Шмидтхаммером и И.-Д. Прейслером), но вскоре роспись освобождается от точного копирования и живописная манера делается более естественной и раскованной. В ходе второй половины XVIII века в Мейсене создаются, однако, мелкие фарфоровые произведения, росписи которых уделялось главное внимание. Около 1740 года Кендлер становится во главе модельной мастерской, в которой работало свыше 50-ти модельеров. Его непосредственные сотрудники, все в художественном отношении люди очень замечательные, успешно помогали ему. Кроме Эберлейна, то были П. Рейнике (работал в Мейсене в 1743-1768 гг., многие из его фигурок смешиваются с произведениями Кендлера) и Ф.-Э. Мейер (действовал в 1748-1761 гг., ярко выраженного рокайльного стиля художник, позднее поступивший в Берлин). Начиная с сороковых годов в фарфоровой пластике предстают самые разнообразные темы: аллегорические и мифологические изображения, кавалеры и дамы в кринолинах, маски итальянских комедий, типы иностранцев, ремесленники, крестьяне и торговцы, солдаты и охотники, пастухи и пастушки.
В шестидесятых годах скульптор Мишель-Виктор Асье вносит в мейсенскую пластику новые важные идеи, с которыми он выехал со своей французской родины. Пользуясь языком классицизма, он затмевает самого Кендлера, продолжавшего до сего времени осуществлять творческое руководство в Мейсене, - хотя в своих последних произведениях тот, несмотря на почтенный возраст, искусно приноровлялся к новому стилю. В этом духе он сообща с французом Асье работал над столовым сервизом для Екатерины II, вскоре по окончании которого умер (1775). Период Марколини (1774-1814,1. Начиная с восьмидесятых годов меняются формы посуды. Под влиянием импульсов со стороны античного искусства они становятся более простыми и строгими. В декоре тоже происходит перемена. По севрскому образцу с 1782 примерно года стали покрывать весь корпус чашек, за исключением медальонов, оставлявшихся незакрашенными для росписи, - синей краской, а именно так называемой "королевской-синей". Видовая живопись, символические изображения и миниатюры исполнялись разноцветными красками или же одной только серой - "en grisaille". Одним из самых известных живописцев этого времени был И.-Г. Лёниг. Эпоха Марколини знаменуется уже некими неуверенными поисками во всех направлениях. В конкурентной борьбе с другими европейскими фарфоровыми заводами мейсенский фарфор утрачивает свою ведущую позицию, и Дело даже доходит до того, что в Мейсене осуществляются работы по производственным образцам Венского и Севрского фарфоровых заводов. В это же время - в конце XVIII века - в Мейсене по примеру Севра стали изготовлять пластику из неглазурованного фарфора (бисквита); однако мейсенский бисквит, зернистый, синеватый и холодный по тону, никогда не достигал качества своего севрского образца. Посвятили себя этому материалу Кр.-Г. Юхцер и И.-Г. Маттеи, оба - талантливые модельеры.

В промежутке 1720-1725 годов нередко возникают подражания китайским надписям или рисункам. С 1723 года стали пользоваться синей подглазурной маркой, схематическим изображением посоха Меркурия или буквами "К.Р.М." (Konigliche Porzellanmanu-faktur) и "М.Р.М." (Meifiner Porzellanmanu-faktur). На более же крупных вещах, созданных между 1725-1730 годами в китайском и японском стиле, стоят буквы "AR" (Augustus Rex), равно как на изделиях, производившихся в дальнейшие годы для двора. С 1730 года появляется марка, которая стала традиционным знаком мейсенского фарфора: два скрещенных меча (мотив взят из саксонского герба). На фарфоре 1763-1774 годов между рукоятками мечей возникает точка (так наз. "точечный период"), а в эпоху Марколини (1774-1814) - звездочка. В промежутке 1814-1820 годов в качестве указания на дату под мечами появляются римские цифры. На бисквитной пластике классицизма марка вдавливалась или писалась кобальтом: мечи в треугольнике. Случается, что марка на фарфоре процарапана одной или несколькими поперечными черточками, чем отмечалось неважное качество вещи и ее состояние при отправке с мануфактуры. Эта система до сих пор, правда, не вполне ясна, но если марка прочерчена в месте скрещения мечей, то, значит, вещь покидала завод неотделанной и расписывалась, очевидно, позднее.

В ту пору, когда Мейсенский фарфоровый завод достиг уже творческих успехов, добились собственного стиля выражения и на второй европейской фарфоровой мануфактуре; она была основана в 1718 году нидерландцем Клаудиусом Инноценциусом дю Пакье в Вене. Помощь ему оказали Самуэль Штёльцель, опытный в смешивании сырых материалов арканист (химик в области фарфора) и Кристоф Конрад Гунгер, живописец и золотильщик. Оба они сначала работали в Мейсене. В 1720 году Штёльцель, однако, поступил обратно в Мейсен, а Гунгер действует в это время в Венеции. До 1745 года мануфактура оставалась частным предприятием в руках дю Пакье, затем тот продал ее государству, и фарфоровый завод пошел в гору, будучи материально обеспеченным и закрепив круг способных сотрудников. Развитие было прервано Семилетней войной, а по окончании ее заводу приходится сперва преодолевать экономический кризис.

Независимыми от Мейсена моделями сосудов были, например, чашки в форме перевернутого колокола с двумя ручками, иногда желобчатые, и, кроме того, чайники и кофейники с выходящими из пластических маскаронов носиками и обточенными в форме волют ручками, а также чаши, тарелки, суповые миски, блюда, чайные коробочки и т. д. Свободен от влияния Мейсена и живописный декор; в эту эпоху его грубо можно разбить на четыре вида. В промежутке 1720-1730 годов преобладают пестрые "шинуазри", расположенные, как правило, по всей поверхности. По характеру изображения и мотиву, нередко инспирированному японским фарфором имари, они очень выразительны. Использован гематит, но уже, кроме того, столь характерная для Вены пурпурно-красная краска. С 1725 года появляются полихромные европейские цветы. Роспись богаче рисунком, чем в Мейсене, зато краски менее разнообразны. В 1730-1740 годах на месте дальневосточных образцов все сильнее и сильнее дает себя знать самостоятельный декор, лучше выражающий барочные ощущения времени: полихромные лиственные побеги и бандельверк, решетчатая плетенка, раковины, цветы, фрукты, корзинки или же пейзажные картинки в карту шах. В пандан к этой группе выступает аналогичный декор, но расписанный по образцу гравюр одним цветом посредством шварцлота, пурпурно-красной или серебра и дополненный золотом. Работами в этом стиле выделяется среди других художников Якоб Гельхис. Наря золотом. Работали в этом стиле выделяется среди других художников Якоб Гельхис. Наряду с Й.-Ф. Данхофером, он был одним из самых замечательных живописцев, действовавших непосредственно на самом заводе. Одновременно в Вене подвизались так называемые кустарные живописцы, вроде И. Боттенгрубера и его ученика К.-Ф. Вольфсбурга-однако фарфор этого времени не маркирован и часто с трудом можно определить, что создано непосредственно на самом заводе, а что вне его.

Период до Зоргенталя (744-1784). Формы, узоры, цвета рождаются новые, и продукция отвечает стилю этого времени - рококо. Начиная с пятидесятых годов венский фарфор по форме ненамного отклоняется от более или менее употребительных моделей на других немецких фарфоровых заводах, как, например, грушевидных сосудов для вина и воды, полушаровидных суповых мисок с рукоятями в форме плодов или в виде фигурок и т. д. В своей массе они снабжены в виде рельефа рокайлями, решетками и другой орнаментикой рококо. Из живописцев по фарфору добиваются признания в это время Кр.-Д. Буш, И.-Г. Клингер, проработавший здесь целых тридцать лет, И. Даффингер, А. Анрей-тер и И.-С. Фишер. Позднее здесь работал Ф.-Э. Шиндлер, которому приписываются тонкие росписи по картинам Ватто, Ругендаса и Тенирса, исполненные между 1750 и 1760 годом. В сороковых годах мы впервые встречаемся в Вене с фарфоровой пластикой, которая с самого начала отличается своим особенным характером (аллегорические и мифологические сюжеты наравне с жизненными сценами)

Период Зоргенталя (4784-1805/1. Сильно увеличивается производство столовых, кофейных и чайных сервизов по образцу севрского фарфора. Наступает экономический и художественный подъем. Особое значение придается живописному декору, и в этой связи работают над улучшением красок. Здесь выделяется среди других химик И. Лейтнер (так наз. "лейтнеровская-синяя"). Фоны выдержаны в светло-лиловом цвете и в цвете красной киновари, роспись же часто исполнялась серой краской ("en grisaille").

 

Все чаще и чаще весь корпус посуды покрывался цветной глазурью орнаментикой или живописью, - в последнем случае копиями с картин знаменитых мастеров из венских галерей. Ни на одной мануфактуре не было в то время живописцев равных И. Анрейтеру, превосходному миниатюристу М.-М. Дарфингеру и Кл.-Ант. Котгассеру, который одновременно с работой на фарфоровом заводе расписывал на дому стекло. После смерти Нидермайера мастером-модельером был назначен его помощник Антон Грасси. Равно как с появлением Асье в Мейсене, с Грасси в Вене вступает в действие новое направление в пластике - классицизм. Городские и сельские сюжеты Грасси позволяют ощутить всю свежесть буднего дня. В девяностых годах, незадолго до своей смерти, он по севрскому образцу одновременно создает группы и портретные бюсты в бисквите. Ученик Грасси Элиас Гюттер, занявший его место, полностью склоняется уже к описательному академизму, представленному ампиром. Марки. 1744-1749 - щит с двумя поперечными полосами (мотив австрийского герба), вдавленный - так называемая "дровяная" марка; 1749-1770 - та же марка, часто асимметричная, синяя подглазурная; с 1770 - щит меньше и симметричнее, тоже синий; с 1827 - правильная вдавленная марка. С 1783 года появляется год изготовления, причем до . 1800 года проставлялись последние две цифры (83 значит 1783), а с 1800 года последние три (803 значит 1803). Цифры указывают на год формования изделия, но не создания декора. Кроме врезанных цифр, иногда встречаются написные - те принадлежат живописцу, исполнившему декор. Кустарные живописцы. Наравне со стеклом, расписывали на дому, начиная со второй четверти XVIII века, - фарфор.

Доставать фарфор приходилось с трудом, особенно на первых порах европейского производства, когда специально следили за тем, чтобы недекорированный фарфор не выносился с завода. Поэтому-то мы зачастую находим импортированный восточный фарфор, который легче было раздобыть и который нередко был уже расписан под глазурью кобальтом. В Аугсбурге действовал И. Ауфенверт, его вещи подписаны монограммой "JAW", во Вроцлаве и потом в Вене Работал в 1720-1736 годах известный Игнац Боттенгрубер, а в 1727-1748 - его ученик К.-Ф. Вольфсбург; в Кунштате в Богемии подвизался в двадцатых-тридцатых годах Игнац Прейслер, а в Пршисечнице в 1745-1770 годы - ф.-ф. Майер, один из последних выдающихся кустарей. В Вене и потом в Италии посвящал себя кустарной живописи с двадцатых по тридцатые годы И.-К.-В. Анрейтер, а позднее его сын Антон; отдельные свои вещи оба метили монограммой. Кое-кто - из кустарных живописцев работал в Голландии. В шестидесятых годах кустарная живопись стала, однако, иссякать и, в конце концов, исчезла совсем. Хехст. Здесь мануфактура была основана в 1746 году двумя денежными тузами и живописцем из Мейсена А.-Ф. Лёвенфинком. - После него заводом руководил Иоганн Бенкграфф. Безрадостное экономическое положение не улучшилось даже после того, как около 1778 года мануфактуру взял в свои руки курфюрст Гессенский и реорганизовал ее. К концу столетия мануфактура стояла на грани банкротства и после французской оккупации была наконец ликвидирована в 1796 году. Форма посуды и ее декорировка, особенно на первых порах, находились под влиянием Мейсена. Для периода рококо типична, однако, в Хехсте роспись пурпурных тонов. Намного самобытнее и в своем роде интереснее фигурные работы, исполнявшиеся поочередно видными модельерами. В промежутке 1750-1753 годов - Симоном Фейльнером, который потом поступил вместе с Бенкграф-фом в Фюрстенберг; ему принадлежат группы пастушков и комедиантов и другие жанровые сцены.

В промежутке 1758-1765 годов фигурки исполнялись Лоренцом Руссингером, позднее поступившим в Фульду. Его место мастера-модельера занял Иоганн Петер Мельхиор (работал до 1779 г.). Наряду с мифологическими фигурами, он с большим чувством жизни и действительности моделировал мелкую пластику, причем до конца эта тенденция Мельхиора выражается в детской тематике. Это же чувство действительности вело его к портретной пластике и к медальонным рельефам. Марки. До 1763 - колесо с шестью спицами из курфюршеского герба - красная, бывает золотая, подглазурная или вдавленная марка; с 1763 - синяя подглазурная. Между 1765-1775 годами над колесом часто находишь курфюр-шескую корону.

 

 

Берлин. Мануфактура Вегели (1751-1757,).

 

Первую берлинскую мануфактуру основал в 1751 году купец Вильгельм Гаспар Вегели, сумев заручиться несколькими сотрудниками из Хехста. Художественное руководство он доверил модельеру Э.-Г. Рейхарду и миниатюристу И.-Я. Клосу, прибывшему из Мейсена. После начала Семилетней войны через год производство пришлось закрыть (1757). Старейшие изделия этого завода указывают на несовершенный состав фарфоровой массы.

Так называемые "немецкие цветы" исполнялись сияющими пестрыми красками. Мануфактурл Гоцкчвсчоги. Лишь в 1761 году, по требованию Фридриха Великого, была основана новая мануфактура, на сей раз коммерсантом Иоганном Эрнстом Гоцковским, заручившимся для нее частью персонала Вегели и, кроме того, мейсенским модельером Ф.-Э. Мейером, живописцами К.-В. Бёме, К.-И.-Кр. Клипфелем и И.-Б. Борманом. Директором он назначил И.-Г. Гринингера. В 1763 оду он продал новоорганизованный завод государству.

. Богатая собственная изобретательность делала лишними чужие образцы, к которым здесь прибегали только в виде исключения. Пользовались новым, так называемым "Рельефным убором" с его рокайльными нервюрами, делившими поверхность на разнообразные поля с росписью, или другим новым убранством, которое так и называлось "Новым убором" и при котором по всей поверхности располагались пластические орнаменты рокайль. Неоднократно встречаются сквозные борта вроде плетенки - так называемый "Античный убор". Для живописного же декора характерна монохромность, нередко лишь подчеркнутая дополняющей золотой росписью. За вычетом цветочных декоров, исполненных оранжевой, карминной или коричневой краской, сосуды часто снабжались сценами по гравюрам Буше. Украшением борта служили мелкие цветочки или чешуйчатый декор, так называемый "мозаичный". В описанном роде декорированы столовые сервизы, выполненные по заказу короля для Нового дворца в Потсдаме в 1765 и 1767 году, для Вроцлавского дворца в промежутке 1767-1768 годов и для Сан-Суси в 1769 году. Лишь около 1780 года в Берлине тоже находят себе применение мейсенские образцы одновременно с рельефными узорами "Новый-Бран-денштейн" и "Новый-Озье". В 1784 году появляется сервиз, на котором впервые представлен "bleu-mourant", очень светлый, и притом матовый, синий -любимый цвет короля. Берлинской пластике было далеко до мейсенской. Ее уровень несколько поднимает Ф.-Э. Мейер, работавший в духе рококо. Ему же принадлежат модели посуды для Нового дворца в Потсдаме и дополняющие эту репрезентативную посуду фигурки (персонификация Стихий и Времен Года).

 

В произведениях же Вильгельма Кристиана Мейера, последовавшего за своим братом в Берлин в 1766 году, рококо уже в значительной степени оказывается преодоленным, и обнаруживается сильная склонность к академическому классицизму. Венчает деятельность Берлинской мануфактуры, вне всякого сомнения, настольное украшение к десертному сервизу для русской царицы Екатерины II, составленное из многих частей, включая отдельные фигуры и группы. Над этой художественной вещью работали оба брата Мейер, и то, как им удалось справиться с композиционным построением такого числа фигур и групп, не может не восхищать. По окончании этой работы В.-Кр. Мейер покинул Берлин, а брат его со своей стороны бессилен был задержать упадочную тенденцию, настающую в области пластики. Как и на других фарфоровых заводах, формы столовой посуды в восьмидесятых годах упрощаются, но живописный декор и впредь остается при одном доминирующем тоне, гематите с золотом либо розовой с серым. Последняя, холодная гармония для Берлинской мануфактуры особенно типична. Марки. Мануфактура Вегели пользовалась синим "W" под глазурью, мануфактура Гоцковского - 1761-1763 - синим "G" под глазурью или исполненным эмалевой краской над глазурью. Королевская Прусская фарфоровая мануфактура - 1763-1837 - различные варианты скипетра синего подглазурного, 1837-1844 - с дополнением синих букв "КРМ" под скипетром; 1844-1870 - синие буквы "КРМ" и вдавленный над ними в тесто прусский орел. С 1870 года снова появляется скипетр, на этот раз с поперечной полосой посередине. Фюрстенберг. Мануфактура основана герцогом Карлом I Брауншвейгским.

Ко времени 1765-1770 годов относятся живописные изображения на больших фарфоровых подносах, обрамленных наподобие картин.
В следующие десятилетия, когда руководство осуществлял мастер-модельер И.-Кр. Ромбрих, в Фюрстенберге были заняты К.-Г. Шуберт и А.-К. Луплау, без особой изобретательности работавшие по мейсенским образцам или по гравюрам. Не свободен полностью от простого репродуцирования и француз Десош, хотя его фигурки и группы, часто исполненные в бисквите, полны грации. С 1795 года мануфактурой стал руководить француз Луи-Виктор Жерверо. С ним пришел на мануфактуру дух французского ампира, получивший выражение как в форме посуды, так и в её золотом декоре на черном или "королевском-синем" фоне, и не в последнюю очередь, в области пластики - в бисквитных портретах особенно. Марка : написное "Р" синее подглазурное. На бюстах в начале XIX века врезанный абрис лощади.

 

Перемена наступает лишь в 1753 году с приглашением в Ней-дек венского арканиста Йозефа Якоба Рингле-ра. Тогда же мануфактура переходит в государственную собственность и производство переводится в 1761 году в Нимфенбург. В 1862 году завод снова делается частным владением. Расписная посуда, простая или более притязательная, полностью затмевалась фарфоровой пластикой. С 1754 года в Нейдеке и потом в Нимфенбурге стал действовать в качестве мастера-модельера Франц Антон Бустелли, оставаясь верным предприятию до своей смерти. Ему принадлежат все те легкие и подвижные отдельные фигурки и группы дам и кавалеров и маски итальянской комедии, которыми Нимфенбургский завод завоевал себе славу, и, кроме того, фигурки путти и музицирующих китайцев. Бустелли был одним из лучших европейских модельеров эпохи рококо

После смерти Бустелли его место занял Доминик Авличек, чех, сформировавшийся как скульптор в Богемии. Совершив образовательные поездки по Европе, он стал в 1763 году преемником Бустелли, исполняя его функции до 1797 года. В отличие от Бустелли, Авличек склонялся в пластике к спокойному достоинству классицизма. Кроме образов античных богов и нескольких больших мифологических групп, ему принадлежат модели к двадцати пяти охотничьим сценам, на что его явно вдохновили излюбленные в то время гравюры Ридингера. Основная его деятельность на мануфактуре проходит между 1763 и 1772 годом.

Сменяет Авличека мастер-модельер И.-П. Мельхиор, прежде подвизавшийся в Хехсте и Франкентале. В Нимфенбурге он оставался до своего увольнения на пенсию в 1822 году. Ему принадлежит ряд портретных бюстов и аллегорических групп, исполненных в бисквите, которому с конца XVIII века отдавалось предпочтение Марки. Старейшие работы из Нейдека снабжены шестиконечной звездой синей подглазурной в сопровождении различных букв. Одновременно врезывался ромбический щит баварского герба, который исполняясь в разных размерах, удерживается потом в Нимфенбурге. Бустелли некоторые из своих работ обозначал врезанными инициалами "FB". Людвигсбург. Основанную в 1756 году мануфактуру взял в свои руки в 1758 году вюртем-бергский герцог Карл Евгений. Спустя год он пригласил директором в Людвигсбург Йозефа Якоба Ринглера, прежде работавшего арканистом в Хехсте, Страсбурге, Нейдеке-Нимфенбурге и Вене.

Благоприятные условия для работы существовали в промежутке 1760-1767 годов, когда герцог на несколько лет переселился в Людвигсбург; позднее художественная ценность изделий снижается, и в конце концов заведение пришлось закрыть в 1824 году. Мануфактура выделяется своей пластикой. Наряду с Жаном Луи наиболее видными модельерами были Бейер и Лежон. Иоганн Кристиан Бейер состоял на службе у герцога в 1759-1767 годах. Во время своих образовательных поездок он познакомился в Риме с античным искусством, став в результате поклонником классицизма и одним из первых в Германии, кто распространял этот стиль в шестидесятых годах.

Кроме различных фигурок в современных костюмах, ему принадлежат аллегорические группы и народные типы. Одновременно работали в Людвигсбурге его ученик И. Вейнмюллер и П.-Ф. Лежон, который в 1753 году был приглашен в качестве придворного скульптора в Штутгарт и с тех пор и до 1778 года состоял на герцогской службе. Марки. 1758-1793 - два вензелевых "С" в разных вариянтах, иногда с короной, синие подглазурные; 1793-1795 - "L" под короной (Furst Ludwig); 1806-1810 - "FR" под короной (Fridericus Rex); 1816-1824 - "WR" (Wilhelmus Rex) чаще всего золотом. В последней четверти XVIII и в начале XIX века часто также встречаются оленьи рога из вюртембергского герба, иногда строенные, когда с вензелевым "С".

 

Прочие немецкие фарфоровые мануфактуры

 

 

Из небольших немецких мануфактур скромного значения должны быть упомянуты мануфактуры в Ансбахе, Фульде и Клостер-Фейльсдорфе. В Ансбахе мануфактура была основана в 1759 году и спустя три года переведена в Брукберг. До 1777 года она выпускала столовую посуду с декором рокайль и фигурную пластику, в том числе разных замечательных турок, татар и индусов, не говоря о любовных группах в беседках. В XIX веке завод продолжал свою деятельность до 1860 года в качестве частного предприятия. Марка: написное "А" синее подглазурное. На фигурах иногда ансбахский герб (крыша с тремя рыбами), иногда маркировка отсутствует. В Фульде фарфоровая мануфактура была основана в 1763 году и работала до 1790 года. Посуда примечательна своим расписным декором, исполненным в одном цвете пурпуром или красно-бурой краской. Самое ценное - это фигуры, сформованные Л. Руссингером. Прежде он работал в Хехсте; характерны для его пластики сводчатые подножия с пластической отделкой рокайль. Марки. 1763-1788 - маркировка простым или двойным "F" под короной синим подглазурным. В 1765-1780 годах иногда возникает крест из городского герба. Мануфактура в Клостер-фейльсдорфе единственная в Тюрингии, которую можно причислить к ведущим немецким заводам. Основана она была в 1760 году и с 1797 до 1822 года принадлежала Грейнерам. Цветочный декор и пейзажные картины на посуде, созданной около 1770 года, по своему качеству сравнимы с аналогичными изделиями Берлинской мануфактуры. Не отставало это предприятие и в области пластики, причем иное из созданного около 1780 года приписывается модельеру Францу Котту. Марка: вензелевые буквы "CV" синие подглазурные. Другие, более мелкие фарфоровые мануфактуры Тюрингии находились в Готе (осн. 1757), Фолькштедте (осн. 1760), Валлендорфе (осн. 1763), Лимбахе (осн. 1777) и Гере (осн. 1779).

 

ФРАНЦИЯ. Руан.

 

Здесь в 1673 году была основана Луи Потера первая французская мануфактура. Она производила мягкий фарфор, из всего этого уцелело совсем немного вещей. Декорированы они большей частью кобальтом, реже другими красками (зеленой, красной). Краски наносились на глазурь и потом обжигались. В декоре представлена одна употребительная в то, время на руанских фаянсах и других французских керамических изделиях орнаментика (см. главу "Керамика"), без китайских мотивов. Черепок руанского фарфора несколько зеленоватого оттенка, а глазурь не слишком стеклянного вида. Марки на этих изделиях нет. Сен-Клу. Производство мягкого фарфора патентом 1702 года было предоставлено семье Пьера Шикано. Шикано уже в 1679 году открыл секрет производства, который с тех пор долго хранился в его семье. Мануфактура развила весьма энергичную деятельность. Выпускалась посуда, формы и декор которой следовали китайским образцам. Декор исполнялся в рельефе, оттискиваясь в формах, причем находят применение именно цветы, сливовые почки, ветки и розетки. Отдельные изделия с этим декором, кроме того, расписывались и подглазурным кобальтом. В общем, в Сен-Клу добились верного подражания дальневосточному фарфору. Наряду с кобальтом, здесь рано стали употреблять другие надглазурные краски, как, например, бирюзовую, желтую, гематит и зеленую. Фарфор этот кремового тона и с чистой глазурью. Ликвидирован завод в 1764 году. Марки. Ранний сен-клусский фарфор очень редок и маркирован "St-C." синим подглазурным. Около 1696 года появляется солнце синее подглазурное, а приблизительно с 1722 года "- SC" с крестом наверху и буквой "Т" внизу.
Существует много едметов из мягкого фарфора схожей марки с Сен-Клу, но родом, несомненно, с других мануфактур, именно с тех, на которых сен-клусское производство оказывало сильное влияние. Это мануфактуры в Лилле (осн. 1711) и Шантильи (1725- 1789); позднее обе работали по мейсенскому, а во второй половине XVIII века по севрскому образцу. Меннеси-Вильруа. Мануфактура была основана в 1734 году Франсуа Барбеном первоначально в Париже, затем в 1748 году переведена в Меннеси и наконец в 1773 году в Бург-Ла-Рен. На первой стадии посуда декорировалась посредством надглазурной росписи цветочными мотивами по мейсенскому образцу. Как и на других французских мануфактурах, здесь ориентировались прежде всего на подражание китайскому фарфору. Отдельные вещи напоминают сен-клусские; а когда ведущей стала севрская мануфактура, образцами для Меннеси становятся ее изделия, что находит свое выражение в выборе мотивов (птицы, цветы, фигурные темы и т. д.). После 1751 года в фигурной пластике появляется бисквит. Сохранился ряд таких фигурок, из которых особенного упоминания заслуживает серия детских групп по Буше, исполненная около 1760 года. Прочие в художественном отношении не слишком совершенны, но отличаются известной грациозной простотой.

Фарфор желтоватого или более темного, цвета слоновой кости, оттенка, глазурь не вполне безупречна. Марки: вначале "DV" (de Villeroy), а с 1773 года "BR" (Bourg-la-Reine). Венсенн-Севр. В 1745 году фарфоровая мануфактура была основана в Венсенне. Она находилась в ведении синдиката с Орри де Фюльви во главе. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна.
С этого времени мануфактура называлась "Королевская мануфактура французского фарфора"

Самой известной и выдающейся была интенсивная подглазурная "королевская-синяя", в 1749 году изобретенная Ж. Элло. Типичной же для Венсенна - с 1752 года является бирюзового цвета надглазурная краска. На цветных фонах оставлялось незакрашенным пространство для декора из пестрых цветов и птиц, фигур и пейзажей. В области пластического творчества следует указать на раскрашенные в натуралистические тона имитации цветов, производящие иллюзорное впечатление. Применялись они с самыми разнообразными декоративными целями. В 1756 году мануфактуру переводят из Венсенна в Севр, где фарфор тоже выделывается мягкий, и лишь с открытием в Лиможе залежей каолина началось в 1769 году производство настоящего, твердого фарфора; однако полностью перешли на твердый фарфор лишь после реорганизации завода в 1800 году.

При переводе мануфактуры венсеннский персонал целиком был включен в Севр. В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. Художественным руководителем предприятия назначается Башелье, руководителем отдела фигурной пластики - Этьенн Фальконе, а руководителем прочих модельных мастерских - Дюплесси.

Все декоративные элементы Севр позаимствовал из Венсенна, с той, однако, разницей, что декор и красочная шкала в Севре богаче и притязательнее. Сверх уже упомянутых фоновых красок возникает красивый, чисто розовый фон под названием "ро-зовый-помпадур", без сомнения, тоже изобретение Элло. Со смертью Элло (1766) таких вещей больше не выпускалось.

Эффект этих замечательных красочных фонов усиливался посредством позолоты и разноцветной росписи в незакрашенных полях, и что касается золоченых узоров, то изобретательский дар здесь был не истощим, к числу же самых любимых принадлежали "глаз куропатки" (зеленые или синие точечки на белом фоне одновременно с меленькими золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и "червчатые" узоры или круги из золоченых цветков. Позолота иногда надбавлена, иногда снова выглажена агатом, так что оттенки ее различны. В полях скомпонованы пестро раскрашенные цветы, птицы, группы, пасторальные и галантные сцены, виды гаваней и мифологические или военные сюжеты. Пейзажи иногда исполнены в одном цвете "en camaien". Все эти сюжеты мы находим уже в Венсенне, но практика, опыт и сложившийся ансамбль талантливых живописцев способствовали особой тонкости и рафинированности севрских изделий. Примерно до 1770 года росписи посуды выдержаны в духе чистого рококо, затем постепенно начинает проявляться новый стиль, именно - классицизм (иначе называемый "Луи XVI"), который во время царствования Людовика XVI подчинил себе все отрасли художественного производства, распространившись далее по всей Европе.

Мягкий фарфор пригоден в свою очередь для пластики, так как легко поддается моделировке. Севр ограничил себя в этой области почти исключительно бисквитом (введенным в 1751 году Башелье), ввиду того что этот материал с его полуматовой и притом тонкозернистой поверхностью вызывал в памяти античные статуи. Вместе с жанровыми или мифологическими группами создавались портретные медальоны и бюсты, авторами которых были известные скульпторы. Особенно следует назвать в этой связи Этьенна Фальконе, которому приписывается импозантная бисквитная статуя мадам де Помпадур в виде богини дружбы. Кроме него, действовали здесь Жан-Клод Тома Дюплесси, Башелье и бывшие ученики Фальконе. В 1771 году сюда вошел Симон Буазо со своим учеником Ле Ришем. Модели для пластики - группы или портреты делались Пигалем, Пажу, Бушар-доном и позднее Буазо, Каффиери и Клодио-ном, экстерном сотрудничавшим с мануфактурой

В 1800 году тогдашний руководитель завода Броньяр реорганизовал его и перевел исключительно на производство твердого фарфора. Этим кончается слава Севрской мануфактуры с ее мягким фарфором, который один лишь представляет коллекционерский интерес. В эпоху Наполеона Севр стал задавать тон европейской фарфоровой продукции. Мейсен и в особенности Вена в короткое время подчинились новому стилю ампир. Формы посуды сводятся к простым схемам. Декором чаще всего служит орнаментика по образцу помпейских узоров или Рафаэлевых фресок: головы или фигуры наподобие камей в четырехугольных, овальных или многоугольных полях с бесчисленными вариантами окаймляющих узоров из завитков, картушей, рога изобилия и различных символов.

Исполнение орнаментики, особенно золотом, постоянно безупречное. В Севре этот стиль держался дольше, чем на других мануфактурах, так что в конце концов выродился в голую манеру. Марки. 1745-1753 - без марок. С 1753 - два вензелевых, обращенных друг к другу "L" (изделия для короля иногда поверх букв метились лилией). Между двумя "L" с 1753 года добавлялась буква, которая обозначает год (1753 - А, 1754 - Вит. д., по исчерпании алфавита в 1777 году буквы стали удваиваться: 1778 - АА и т. д.). С 1793 до 1800 - без указания года; марки этого времени гласят: "RF Sevres" (== Republique Francaise), включая вензелевые инициалы RF Sevre. На твердом фарфоре 1769-1793 годов сверху двух "L", как правило, королевская корона. В XIX веке марками чаще всего служат вдавленные надписи, вроде "М. N. Ie Sevres", "M. Imp. Ie de Sevres", "Manufacture Imperiale Sevres". ИТАЛИЯ. Венеция. Производство твердого фарфора вводит в Италии И.-Кр. Гунгер, прибыв на короткое время в Венецию из Вены в 1720 году. Он стал во главе мануфактуры, основанной богатыми ювелирами братьями Вецци. Со смертью Франческо Вецци в 1740 году производство прекратилось. Спустя четырнадцать лет Джеминиано Коцци была основана новая мануфактура, которая с большим финансовым успехом производила мягкий фарфор. Она функционировала до 1812 года. На мануфактуре Вецци из очень хорошего фарфора выполнялась посуда с пластическим или прессованым декором, сквозными узорами и с росписью. Писали подглазурным кобальтом или эмалевыми красками по глазури, в более позднее время популярен был также гематит. Мелкая пластинка создавалась здесь наравне с посудой. Тот же сортимент находишь на мануфактуре Коцци, хотя тенденции рококо здесь уже уступают классицизму и его мотивы постепенно вытесняют "шинуазри".

Марки. Фарфор Вецци - 1720-1725 - без марки, 1725-1740 - "V" или "VENEZIA" красные или синие. На фарфоре Коцци - якорь красный, синий или золотой. Возможно также употребление "С". Джинори- Доччиа. Мануфактура была устроена в 1735 году маркизом Карло Джинори в его имении Доччиа. В 1737 году Джинори ангажировал в Вене химика И. Карла Венделина Анрейтера (Карл Вандгелейн), с которым из Вены прибыли и другие сотрудники.
Семья Пжинори оставалась в пайщиках и тогда, когда руководство перешло к миланской фирме Рикард. Фарфор выделывался твердый по мейсенскому и венскому образцу, однако из местного сырья. В начале XIX века семья Джинори закупила многие формы из Капо ди Монте с правом ставить на их репродукциях собственную марку. Доччианские изделия проходят несколько периодов стиля, и во всех явственны источники заимствования: отдельные темы усвоены непосредственно от китайского фарфора, другие идут от различных фарфоровых мануфактур Европы. Все же эти заимствованные мотивы несколько индивидуализированы благодаря новым орнаментальным вариантам. В начальном периоде 1735-1765 годов посуда рокайльных форм часто не расписана, в противном случае писали синей подглазурной краской, к которой скоро " присоединились различные надглазурные краски. С 1765 года появляются формы и декор классицизма, а с 1780 года - помпеянские и этрусские мотивы по образцу Капо ди Монте. Марки. Наиболее употребительна шестиконечная звезда, затем звезда с 8-ью и 12-ью лучиками, большей частью красная. Звезда из двух треугольников исполнялась золотом. На репродукциях изделий Капо ди Монте "N" с короной (смотри: Капо ди Монте). Капо ди Монте - Неаполь. Мануфактура была основана в 1743 году королем Карлом III и размещена во дворце Капо ди Монте близ Неаполя, где функционировала до 1759 года. Карл в этом году стал королем Испании; самых способных людей и все модели и формы он одновременно переместил в Мадрид, где была вызвана к жизни новая мануфактура, в Буон Ретиро. В 1771 году Фердинанд IV возобновил Неаполитанскую мануфактуру, причем она сначала работала на вилле Реале в Портичи, по прошествии же двух лет ее снова переводят в Неаполь. Только в эту эпоху твердый фарфор и бисквит выделывался наравне с мягким фарфором. В 1821 году мануфактура была закрыта.

Из обоих сортов фарфора выполнялась как посуда, так и фигурные работы. Богатый рельефный декор с фигурными мотивами считается типичным для посуды из Капо ди Монте, но там это был не единственный вид декора; мануфактура выпускала самые разнообразные изделия, сначала в стиле рококо, позднее в духе классицизма. К сожалению, этих вещей известно очень немного, большое же число сосудов с фигурным рельефным декором на самом деле фальсификаты. Марки. Капо ди Монте: бурбонская лилия, врезанная или синяя подглазурная (она же в Буон Ретиро вместе с двойной "С"). Позднее - "N", большей частью под короной синей подглазурной, в редких случаях красной. - Портичи: "R.F." или "F.R.F.". На пластике из Капо ди Монте марки нет. Кроме упомянутых мануфактур, в Италии производили фарфор заводы в Нове (1761 или 1762-1855) и в Виново (1776-1820)

 

АНГЛИЯ. Бау.

 

 

Завод был основан Эдуардом Хейлином и Томасом Фраем что-нибудь около 1745 года, так как в следующее десятилетие он располагал уже обширной продукцией. Фрай, будучи директором, действовал до 1759 года, а его пайщик Ведби умер три года спустя. Последний из трех владельцев фирмы, Кроутер, по причине тяжелого финансового положения продал в 1775 году завод Уильяму Дьюсбери из Дерби, и тот в 1785 году перевел мануфактуру из Бау в Дерби, где фарфор выделывался в смеси с пережженной костью. До 1750 года изделия с трудом можно определить, однако это вещи низкого качества. С 1750-1760 годов в формах посуды проявляется сильное влияние мейсенского и китайского фарфора, и мейсенским же формам подражают в пластике, которая, несмотря на свою незрелость, не лишена известной прелести. Около 1760 года входят в моду высокие четырехконечные подножия с оттененным кармином рельефным декором рокайль; они способствуют легкому узнаванию пластики из Бау. В росписи посуды применялись "немецкие цветы" в удивительно гармоничном сочетании с узором "какимон" и китайскими цветочными мотивами. В позднейшее время пробавляются подражаниями, и только эпизодическое употребление живых тонов можно расценить как положительное. Марки. В ранние времена они неопределенны. Приблизительно в промежутке 1760-1765 годов изделия маркировались якорем и кинжалом красными.
Под мануфактурной маркой часто знак работника. Челси. Можно думать, что завод существовал уже в 1745 году. Около 1749 года в связи с руководством мануфактурой всплывает имя Н. Спримона из Льежа. Владельцем сначала был Эверад Фокенер, после его смерти завод перешел к Спримону. Спримон продал его в 1769 году Джеймсу Коксу, а тот сразу через год - У. Дьюсбери и Дж. Хиту из Дерби. На первой стадии фарфор выделывался мягкий, на второй - достаточно твердый и на последней - с пережженной костью. Изделия были очень разнообразны, и разнообразными были источники заимствования: к Востоку восходят формы и декор в стиле какимон и имари, к Мейсену - расписной декор и фигурная пластика, к Севру - посудные формы с излю-бленными картинными изображениями по Буше и Ватто в незакрашенных полях и фоны синего, бирюзового, цвета гороха или морской волны, красного, желтого и карминного цветов. Марки: овальный медальон с якорем в слабом рельефе, позднее якорь красный или буро-красный расписной, реже синий или золотой. Ворчестер. В 1751 году организовалась компания "Ворчестерской тонкинской мануфактуры" с д-ром Джоном Уоллом во главе.

В 1783 году предприятие было куплено Томасом Флайтом и его сыновьями Джозефом и Джоном. В 1793 году их совладельцем стал Мартин Бар, позднее также его сын, а со смертью последнего Флайта завод полностью перешел в руки Баров. В 1783 году мануфактуру покидает Роберт Чемберлен, работавший на ней с момента основания в 1751 году, и вместе со своим сыном устраивает собственный завод, составив в скором времени сильную конкуренцию Флайтам.

Обе мануфактуры производили одни и те же товары, пока в 1840 году не объединились наконец в "Ворчестерскую королевскую фарфоровую мануфактуру". Дж. Уолл и его пайщики знали недостатки фарфора, производившегося на прочих английских мануфактурах, те недостатки, из-за которых предпочтение всегда оказывалось китайским товарам. Поэтому они старались добиться более твердого черепка и одновременно подражали китайскому фарфору в формах и декоре, чтобы их изделия могли выдерживать конкуренцию привозных. Успех был за ними. Главной продукцией оставалась долгое время столовая посуда. После 1768 года с приходом на мануфактуру живописцев из Челси одновременно выпускались весьма крупные притязательные и притом декоративные вещи. Часто появляются оттиснутые в формы рельефы, в росписи очень интенсивно и успешно подражают китайскому фарфору. Живописцы из Челси имели большой опыт в росписи фонов, с успехом сочетая ее с разноцветными мотивами в резервах. Прессованный декор с 1757 года был черным, синим, пурпурно-красным и красным. В конце XVIII века в качестве посудных украшений возникают антикизирующие фигуры по графическим работам Анжелики Кауфман, Косуэя и Бартолоцци. В первой четверти XIX века, как было и в Вене, очень хорошей росписью заполнялась вся поверхность сосудов. Марки. Уолловская мануфактура: до 1783 года написное "W" и, кроме того, полумесяц или так называемый сквозной четырехугольник, стилизация китайского знака, в большинстве синие подглазурные.
В эту же эпоху появляются имитации китайских марок, мейсенские мечи и севрское "L". После 1783 года временами опять полумесяц в сопровождении имени "Flight". 1792-1807 - "Flight und Barr" с короной вдавленное или синее под-глазурное, также красное надглазурное. Чемберленовская мануфактура: "Chamberlain's", "Chamberlain's Worcester" - написное, позднее - врезанное. Дерби. Мануфактура была основана в 1755 году У. Дьюсбери при финансовой поддержке Дж. Хита. В 1770 году Дьюсбери покупает завод в Челси, вскоре после этого - в Бау, а после 1784 года концентрирует все три мануфактуры в Дерби. В семейном владении Дьюсбери предприятие оставалось до 1795 года, когда завод попал в руки к отчиму несовершеннолетнего У. Дьюсбери, Кину, продавшему его в 1811 году Р. Блуру. В 1848 году предприятие было распущено. До 1770 года о его изделиях известно сравнительно мало. Кроме посуды и другой хозяйственной утвари, производились небольшие фигурки.

С приобретением мануфактуры в Челси производство, заведенное там Спримоном, распространяется и на Дерби, причем характерно применение японских мотивов имари. В промежутке 1786-1795 годов высокого качества достигают в цветочной росписи и в разнообразных декоративных мотивах. Одновременно изготовляются бисквитные фигурки и замечательные портретные медальоны. Марки. До 1782 - "D" под короной, в период Челси-Дерби в сочетании с якорем. После 1782 - скрещенные посохи и шесть точек с короной и "D ". С 1811 - "Bloor, Derby", в большинстве врезанное. Попадаются фальсифицированные марки Мейсена и Севра синие подглазурные.

 

Дания

 

 

Лишь в 1773 году, после многих безрезультатных стараний, наладилось производство твердого фарфора в Копенгагене. В 1779 году мануфактура переходит в собственность государства и переживает художественный подъем. Приглашаются живописцы и мастера из Мейсена, а в качестве модельера - А.-К. Луплау из Фюрстенберга. Хотя, разумеется, в отдельных изделиях сквозит стиль Мейсена, влияние преобладает французское. Кроме больших декоративных ваз, корпусов часов, зеркальных рам и столовой посуды, производились глазурованные и бисквитные фигурки, в значительной мере копии Фальконе, Буше и Асье. В росписи применялись цветочные мотивы, гирлянды, венки и медальоны с головками "en grisaille", но особой популярностью пользовался изобретенный в 1740 году в Мейсене синий декор в виде так называемого "сухоцвета" и "лукового узора". Копенгагенский завод - один из немногих примечательных в художественном отношении в новое время. Под руководством Арнольда Эмиля Крога здесь с выгодой воспользовались пробудившимся к концу XIX века интересом к восточному искусству. Марка: три волнистых синих линии.

 

Россия

 

 

Петербург. Мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен. Управителем после него р 1748-1751 годы был Дмитрий Виноградов, которому удалось получить весьма удовлетворительный фарфор. На его место поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем.

При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно. Марки: инициалы соответствующих императоров славянским шрифтом. Гарднер-Вербилки. С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым. Марки, фамилия "GARDNER" латинскими или славянскими ("ГАРДНЕР") буквами, либо одни инициалы "G" или "Г". В XIX веке также св. Георгий на коне и над ним вдавленный царский орел. Изделия ранние часто никак не обозначены. Из прочих фарфоровых заводов России достойны упоминания Кореикий в Волынской губернии, где управителем был живописец Меро из Севра, и возникший в 1811 году в Горбунове под Москвой завод Попова.

 

http://www.womenclub.by.ru

просмотров: 9132
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Краткая История Времени Хокинг-обновленная версия (etaxbooks)

196,03 руб.
End Date: 26.10 09:06
Buy It Now for only: US 196,03 руб.
Buy it now |
Карфакс отчет об истории автотранспортного средства в PDF!!! оригинал!!!

292,63 руб.
End Date: 28.10 13:48
Buy It Now for only: US 292,63 руб.
Buy it now |
Культура история и литература шарад др СССР encyclopedy

1 633,56 руб.
End Date: 18.10 12:30
Buy It Now for only: US 1 633,56 руб.
Buy it now |
Австро-венгерский броненосцев в первой мировой войны

2 809,72 руб.
End Date: 12.11 21:28
Buy It Now for only: US 2 809,72 руб.
Buy it now |
Фукидид перевод Ричард Кроули; пересмотрены с R. Фидема история т

18 865,59 руб.
End Date: 15.11 15:33
Buy It Now for only: US 18 865,59 руб.
Buy it now |
Маршалы Наполеона, 1966 первое издание Р. Ф. делдерфилд в твердом переплете

985,06 руб. (0 Bids)
End Date: 26.10 18:39
|
Александр андреев организационная иерусалима в твердом переплете русский

652,77 руб.
End Date: 10.11 07:08
Buy It Now for only: US 652,77 руб.
Buy it now |
46 старинные книги на CD хорология часов и часовой часовщика ремонт истории

392,05 руб.
End Date: 01.11 04:42
Buy It Now for only: US 392,05 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071827
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071827
Салатник Walmer "Leaf Lettuce" в виде листа салата изготовлен из тонкого, но прочного стекла.
Благодаря инновационной технологии "впечатывания" в стекло, краски не теряют яркость при частом мытье.
Салатник легко мыть и удобно хранить.

Размер салатника: 18 x 27 см....

Цена:
355 руб

Банка для меда и сиропа "SinoGlass", с ложкой, 110 мл
Банка для меда и сиропа "SinoGlass", с ложкой, 110 мл
Банка для меда и сиропа "SinoGlass" выполнена из прочного стекла и снабжена специальной крышкой, которая плотно устанавливается благодаря силиконовой прослойке. Крышка имеет специальную ложку-веретено, которая очень удобна для порциона меда или сиропа. Благодаря уникальной форме мед не растекается, и ваш стол всегда будет чистым.
Такая банка станет практичным приобретением для кухни, а благодаря качеству исполнения прослужит вам долгие годы.

Диаметр банки: 6 см.
Высота банки: 8 см....

Цена:
190 руб

Блюдо сервировочное Walmer "Orange", цвет: оранжевый, диаметр 25 см
Блюдо сервировочное Walmer "Orange", цвет: оранжевый, диаметр 25 см
Стильное сервировочное блюдо Walmer "Orange" станет ярким акцентом любой сервировки.
Уникальная технология термопечати по стеклу обеспечивает полное сходство c нарезанным апельсином – ваша сервировка вне конкуренции! Блюдо изготовлено из тонкого (2,5- 3,5 мм), но прочного стекла.
Яркий, нестандартный декор полностью идентичен внешнему виду нарезанному пополам апельсину – впечатление еще больше усиливается благодаря прозрачности материала.
Диаметр: 25 см....

Цена:
356 руб

Кружка Luminarc "Джамбо", 500 мл
Кружка Luminarc "Джамбо", 500 мл
Кружка Luminarc "Джамбо" изготовлена из ударопрочного стекла.
Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволновой печи.

Диаметр кружки (по верхнему краю): 10,5 см.
Высота кружки: 9 см....

Цена:
144 руб

Салфетка сервировочная Marmiton "Геометрия", цвет: лайм, 30 х 45 см
Салфетка сервировочная Marmiton "Геометрия", цвет: лайм, 30 х 45 см
Салфетка "Marmiton" предназначена для сервирования стола и украшение интерьера. Салфетка выполнена из ПВХ.
Такие изделия легко моются и удобны в хранении, имеют стильный и красивый дизайн. Изготовлены из современного, высокотехнологичного материала, обладающего рядом уникальных свойств: высокая прочность, эластичность, большая износостойкость, высокая термостойкость и устойчивость к ультрафиолетовым лучам.
Меры предосторожности: температурный режим использования до 90 "С. Не подвергать прямому воздействию огня!...

Цена:
119 руб

Кружка Luminarc "New Morning White", 320 мл
Кружка Luminarc "New Morning White", 320 мл
Кружка "New Morning White" известной марки Luminarc придется по вкусу любителям практичности и надежности.
Классическая белая кружка подчеркнет цвет и вкус любимого напитка и сделает утро по-настоящему добрым.
Изготовленная из качественного ударопрочного стекла, кружка надолго сохранит безупречную белизну.
Кружку можно мыть в посудомоечной машине и использовать в СВЧ-печи.

Диаметр кружки: 8 см.
Высота кружки: 11 см.
Объем кружки: 320 мл....

Цена:
200 руб

Чашка кофейная "Pasabahce", цвет: прозрачный, 72 мл
Чашка кофейная "Pasabahce", цвет: прозрачный, 72 мл
Чашка "Pasabahce" выполнена из высококачественного стекла. Изделие оснащено удобной ручкой и сочетает в себе изысканный дизайн и функциональность. Благодаря такой чашке пить напитки будет еще вкуснее.
Можно мыть в посудомоечной машине и...

Цена:
45 руб

Салфетка сервировочная Пластмаркет "Капучино", 41 х 26 см
Салфетка сервировочная Пластмаркет "Капучино", 41 х 26 см
Салфетка "Пластмаркет", выполненная из ПВХ, предназначена для сервировки стола. Она служит защитой от царапин и различных следов, а также используется в качестве подставки под горячее. Оригинальный рисунок дополнит стильную сервировку стола.
Размер салфетки: 41 х 26 см....

Цена:
81 руб

Кружка Priority "Еж", 380 мл
Кружка Priority "Еж", 380 мл
Коллекционная серия кружек из костяного фарфора высокого качества Кружки Priority, с изображениями милых и озорных животных, так привлекают к себе внимание! Рисунки, созданные специально для этой серии талантливым российским художником, станут прекрасным поводом улыбнуться первой утренней чашке кофе или чая даже в самую хмурую погоду.
Выполнена на сертифицированном китайском костяном фарфоре.
Можно мыть в посудомоечной машине и использовать в СВЧ....

Цена:
399 руб

Блюдце для варенья "Белье", диаметр 11 см
Блюдце для варенья "Белье", диаметр 11 см
Блюдце "Белье", изготовленное из высококачественного фарфора, сочетает в себе изысканный дизайн с максимальной функциональностью. Оно идеально подходит для сервировки стола и подачи варенья, меда и других блюд.
Такое блюдце прекрасно впишется в интерьер вашей кухни и станет достойным подарком к любому празднику....

Цена:
26 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика