Керамика, Гончарное ремесло
Краткая история развития фарфора

Краткая история развития фарфора

 

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка , и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин ), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Именно о нем, о его истории, о производстве фарфора пойдет здесь речь.

 

Виды фарфора

 

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500оС. Глазурь состоит из тех же веществ, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

 

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель , содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVl веке во Флоренции (фарфор Медичи).

 

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

 

 

Декор

 

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись.
Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.
Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно употребительной на китайском фарфоре, способные вынести большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепок и затем обжигаются вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками , палитра которых довольно ограничена. Говоря о твердом фарфоре, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре, с другой стороны, они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800оС.

 

Производство фарфора

 

Производственный процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов: подготовки сырья, приготовления массы, формования изделия, обжига, глазурования и украшения. Подготовка сырья заключается в очистке исходных материалов от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке и т. д. Приготовление массы состоит из смешивания сырьевых материалов в определенных пропорциях и перемешивании смеси с водой до получения однородной жидкой фарфоровой массы. Массу пропускают через сито, очищают (электромагнитом) от примесей железа и обезвоживают (на фильтр-прессах или вакуум-прессах) для получения формовочного теста.
Далее следует процесс формования изделия. Существует несколько способов формования изделия: свободное формование на гончарном круге; пластическое формование ручным оттиском в форме; пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующих шаблона или ролика; шликерное литье в гипсовые формы; изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования.
Способ свободного формования керамических изделий на гончарном круге заключается в механическом воздействии рук гончара на заготовку глины в виде пластического теста. Вначале мастер готовит гончарный круг к работе. Первая стадия - первичная обработка заготовки. Затем формуют внутреннюю полость изделия, края заготовки, вновь внутреннюю полость. После этого мастер вытягивает заготовку до нужной высоты. Во время всех этих операций он вращает ногой или приводным механизмом гончарный круг. Заканчивается процесс отделкой наружных поверхностей, подрезкой дна, сушкой. Во время сушки изделие можно украсить лепными деталями печатками, отштампованными налепками.
Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Формы могут быть открытыми и разъемными; открытые применяют для формования плоских изделий; разъемные - при выработке изделий по объемным моделям сложных форм.
Пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика происходит следующим образом. Форму, раскрывающуюся на две половины, в собранном виде устанавливают во вращающуюся чашу станка. Во внутреннюю полость формы подают ком глины, рассчитанный на объем изготовляемого изделия. В полость формы опускают формующий шаблон, который равномерно распределяет глиномассу во внутренней стороне формы, после чего поднимают и выводят из формы. Затем форму с изделием снимают с установочного станка, сушат, раскрывают, изделие вынимают и продолжают дальнейшую обработку (приставка деталей - носиков, ручек, крышки и другая дополнительная монтировка).
Формование способом шликерного литья в гипсовые формы основано на свойстве гипса впитывать влагу и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого шликера в состояние пластического теста. Изделия формуют следующим образом. Шликер заливают во внутреннюю полость гипсовой формы, в результате чего происходит перераспределение влаги между шликером, который отдает влагу, и гипсовой формой, которая эту влагу впитывает. После перераспределения влаги на внутренней рабочей поверхности гипсовой формы из шликера образуется слой глиномассы, переходящей в состояние пластического теста. Когда форма "набрала" заданную толщину слоя глиномассы, шликер выливают из внутренней полости формы, а слой глиномассы на внутренней поверхности формы остается. Этот слой загустевшего шликера представляет собой отформованное пустотелое керамическое изделие - сырец. По мере высыхания находящийся в форме сырец, уменьшаясь, отделяется от ее стенок.

Изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования позволяет получать изделия сложной формы. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном или роликом со шликерным литьем и монтировкой приставных деталей широко распространено при выработке чайников, сахарниц, чашек, графинов, пиал и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и отдельных деталей. После формования изделия высушивают на воздухе и обжигают.

 

Классификация фарфоровых изделий

 

Художественные изделия из фарфора изготовляют в очень широком ассортименте. Их различают по назначению и характеру отделки.
По назначению художественные фарфоровые изделия делят на: утилитарные - предметы домашнего обихода (сервизы, графины, кувшины и т.д.); письменные принадлежности (чернильные и письменные приборы); принадлежности для курения (пепельницы); декоративные - скульптура малых форм, настенные панно и др.; украшения (броши); сувениры (барельефы, плакетки).
По характеру отделки фарфоровые изделия бывают с рельефным узором или живописью.

 

История фарфора. Восток.

 

Состав твердого фарфора приблизительно в Vl веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVl веке, и в XVl же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVll веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому, как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство".

Отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии.

Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVll и XVlll веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари". Черепок японского фарфора уступает по качеству китайскому, но декор его гораздо богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Спорадически попадая в Европу начиная с Xlll века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Можно думать, что во второй половине XV века ввоз его усилился, ибо в это время делаются в Италии первые попытки подражать фарфору, о чем, однако, нам известно только из письменных источников.

 

Фарфор Медичи

 

В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо 1 ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь, поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству .
Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, ваз, подносов, полевых и паломничьих фляг, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и
позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато-лиловой краской - из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVll века включительно.
В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, оба во второй половине XVll в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски - со времени начала XVll века - значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVlll века все эти попытки, однако, остаются безуспешными.

 

Германия

 

Важнейшим в истории германского фарфора стал город Мейсен. Именно о нем пойдет речь далее.

Мейсен. Около 1700 года проблема белого и просвечивающего фарфора технически еще не была решена: не знали химического состава твердого фарфора с его специфическими свойствами. К концу XVll века физик и математик граф Эренфилд Вальтер фон Чирнхауз проводит обширные геологические исследования в Саксонии. Его целью было найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу. Одновременно он разрабатывал план сооружения гут и искал соответствующий материал для стеклоплавильных печей. Проводя опыты с обжигом, он имел дело с глиной из Кольцида, позднее одной из главных составных частей мейсенского фарфора.

Из его отчетов о научных поездках в Голландию видно, что он осознавал разницу между твердым, то есть настоящим фарфором и мягким. Заинтересовавшись проблематикой состава твердого фарфора, он продолжал свои опыты уже с известными позитивными результатами. В 1704 году ему был поручен контроль над деятельностью молодого Бёргера, которого король Август держал тогда под стражей в Мейсене. Плодотворная совместная работа старого опытного ученого и способного молодого человека, которому не доставало только правильного руководства, приводит, в конце концов, к решению вопроса о нужном составе фарфоровой массы.

Иоганн Фридрих Бётгер начал с того, что во время своих учебных занятий в Берлине целиком и полностью посвятил себя алхимическим опытам, добившись в этом известного признания. Прослышав о Бётгере, прусский король Фридрих 1 решил использовать его для своих целей. Тот жаждал продолжать свои опыты и занятия и, опасаясь за свою свободу, бежал в 1701 году в Виттенберг, где на этот раз оказался в сфере власти саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, распорядившегося доставить его в Дрезден и там посадить под надзор. Служба Бётгера требовала от него приготовления золота. Совместная работа с серьезным Чирнхаузом была для него преимуществом. В ответ на угрозы недовольного Августа, ждавшего положительных результатов, Бётгер вызвался устроить мануфактуру твердого фаянса, и в 1707 году ему действительно предоставили нужные для этого средства. Основанная в 1708 году мануфактура должна была производить керамические товары по образцу твердого и гладкого "каменного литья" Ари де Мильде в Голландии. На этот вид керамики шла глина из Плауэна с содержанием окиси железа. Обжигаясь, она делалась красно-бурой и приобретала такую твердость, что изделие можно было дальше обрабатывать шлифовкой, резанием и т.д.
Оба работавших вместе ученых продолжали искать способы получения твердого фарфора. Чирнхауз успешных результатов опытов в этом направлении уже не узнал - в октябре 1708 года он умер. В марте 1709 года Бётгер добился, наконец, своего, употребив на глазурь то же сырье, что и на черепок, и достигнув тем абсолютного слияния черепка и глазури. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в мейсенской крепости была пущена первая европейская мануфактура твердого фарфора. Бётгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Художественным руководителем после него назначается Иоганн Грегор Херольд, ознаменовавший собой "живописный период". При нем работал в Мейсене с 1727 года скульптор Иоганн Иоахим Кендлер, который на пути пластического оформления довел европейский фарфор до его собственного, независимого от других вида. С 1744 года руководить фарфоровым заводом стал Камилло Марколини, при котором производство постепенно падает. Изделия же XlX века художественно менее значительны.

Период Бётгера (1710-1719). Одновременно производятся каменная посуда и фарфор, причем в обоих видах выступают одинаковые формы, большей частью заимствованные у китайцев. Новыми являются только высокие фарфоровые стаканы в форме перевернутого колокола. Твердость каменной посуды дозволяла различные техники декора: мотивы китайской или античной орнаментики оттискивались наподобие рельефа в формах, так называемый орнамент "берен", барочные лиственные побеги и бандельверк исполнялись резьбой и полировкой - техникой, заимствованной из стекольного ремесла, "шинуазри" расписывались золотом и серебром (в наши дни уже оксидируются). Допускалась крепким черепком, кроме того, шлифовка в блестящие грани. Что же касается белого фарфора, то он равным образом снабжался оттиснутыми в формах украшениями или пластическими, реалистически трактованными растительными декорами, которые формовались от руки и накладывались. Более редкими являются в это время вещи с росписью. Бётгеру приписывается изобретение розово-фиолетовой "перламутровой" глазури, роспись же если и производилась, то только золотом и серебром. Фигурная пластика этого времени лишена какого-либо художественного значения.

Период Херольда и Кендлера (1720-ок. 1745). Херольду обязано введение в Мейсене муфельных красок с их низкой температурой плавки и богатой палитрой. В 1722 году появляются красная, коричневая, фиолетовая, желтовато-зеленая и серо-зеленая, желтая и голубая краски, в 1725 году - позолота через огонь. До 1735 года посуда формовалась по дальневосточным образцам, и ими же инспирирована роспись фарфора в виде так называемых "индианских цветов" - термин, под которым вместе с тем понимаются мотивы бамбуковых деревьев, хризантем и пионов, сосен, фантастических птиц и драконов. Из дальневосточного стиля вышел в числе других А.-Ф. Лёвенфинк, выдающийся живописец, действовавший в Мейсене около 1730 года. Между 1725 и 1735 годом возникают композиции из псевдокитайских фигур и декораций, так называемые "шинуазри", создававшиеся по образцу тех гравюр, что с конца XVll века публиковались в Германии и Нидерландах. Херольдом и теми, кто с ним работал, эти образцы переиначивались, причем исполнялись они сперва только золотом в виде силуэтов, а с 1726 года делались многоцветными. Одновременно Херольд с успехом пробовал себя в изготовлении так называемого "фонового фарфора", на одноцветном фоне которого (желтом, бирюзовом или синем) оставлялось незакрашенным место для разноцветной росписи. К этому частному периоду, инспирированному восточным искусством, тесно примыкает, по композиции и тонкой живописной технике, период времени с 1735 года, в котором преобладают пейзажные картины (прежде всего виды морских берегов) и вошедшие в моду уже в сороковых годах галантные группы; эти росписи в первом случае вдохновлены голландскими пейзажистами Ругендасом, Воуверманом и ван де Вельде, а во втором - французским мастером галантных сцен Ватто. Сцены либо распространяются на всю поверхность, либо, как при шинуазри, выступают в форме золоченых арабесок. В пейзажных картинах обнаруживает себя перед другими И.-Г. Хинце около 1740 года, а в сценах Ватто - И.-Б. Борман, работавший в Мейсене приблизительно в середине столетия. До 1740 года не применялась, по техническим причинам, синяя подглазурная роспись, тогда около 1740 года рождаются известный "луковый узор" и "сухоцвет", которые еще долго будут жить на младших фарфоровых заводах. И кроме этого, внимание уделялось только расписному декору, в то время как в формовке ограничивались заимствованными моделями Востока. Положение меняется лишь с приходом в Мейсен И.-Г. Кирхнера и особенно И.-И. Кендлера, которые дали способной принятию формы фарфоровой массе то, чего ей до сих пор не хватало, собственный европейский стиль в духе барокко.

В первые годы руководства Херольда с ним работал в Мейсене Г. Фрицше, которому приписываются фигурки не слишком высокого качества. С 1727 года в Мейсене стал служить Иоганн Готлиб Кирхнер, в 1730 году назначенный мастером-модельером. Он был способным скульптором из круга Пёппельмана, создателем в те же 1727-1729 годы нескольких корпусов часов и висячего фонтана в форме поддерживаемой атлантом раковины. Если же говорить о широкой творческой деятельности в области фарфоровой пластики, то повод к ней был дан самим Августом Сильным, пожелавшим выставить в помещениях своего "Японского дворца" фигуры животных из белого фарфора в натуральную величину. Получил это задание Кирхнер, и в промежутке 1730-1733 годов он смоделировал рад таких больших скульптур. В 1733 году он был, однако, отпущен, и заканчивать урок досталось его преемнику Иоганну Иоахиму Кендлеру. Кендлер создал следующую серию больших скульптур животных, но после смерти Августа Сильного грандиозный план Японского дворца вскоре рухнул. Тогда, занимаясь одновременно скульптурами меньшего объема, Кендлер вплотную приступил к моделированию посуды, и в этом направлении его самыми знаменитыми работами являются столовый сервиз 1735-1737 годов - для графа Александра Йозеф Зулковский и "Лебединый сервиз" (1737-1741) - для саксонского министра графа Генриха Брюля, начальника Мейсенской мануфактуры после смерти Августа Сильного. Оба сервиза свидетельствуют о радости пластического формования поверхности и об удивительной способности сочетать эти промоделированные формы с накладными пластическими украшениями - цветами, фигурами, лебедями и дельфинами. С точки зрения вариабельности - это высшее, что можно себе представить, даже если аналогичные подходы снова проявляются в других, более простых сервизах Кендлера, например, в сервизе "Калина", вся поверхность усеяна мелкими лепными цветочками. Именно Кендлер ввел, кроме того, отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе - декор, оформлявшийся по-разному и сегодня носящий имена первоначальных заказчиков: "Старый-Озье", "Новый-Озье", "Выпуклые цветы Гоцовского", "Рельефный убор Дюлонг" и др. Все эти типы, несмотря на то, что первые из них возникли еще в тридцатых годах, мы находим и во второй половине XVlll века. Уже с 1735 года с Кендлером стал работать И.-Ф. Эберлейн, который участвовал в моделировке больших скульптур животных, самостоятельно оформив ряд мифологических образов.

Период рококо (ок.1745-1774). В росписи фарфора между 1740 и 1750 годом происходит известная смена мотивов. Отделка по преимуществу ограничивается реалистическим изображением цветов, а именно так называемыми "немецкими цветами" и дополняющими их ветками, фруктами, птицами и насекомыми. Сначала копировались гравюры из книг, но вскоре роспись освобождается от точного копирования, и живописная манера делается более естественной и раскованной. В ходе второй половины XVlll века в Мейсене создаются, однако, мелкие фарфоровые произведения, росписи которых уделялось главное внимание.

Около 1740 года Кендлер становится во главе модельной мастерской, в которой работало свыше 50-ти модельеров. Его непосредственные сотрудники, все в художественном отношении люди замечательные, успешно помогали ему. Кроме Эберлена, то были П. Рейнике и Ф.-Э. Мейер. Начиная с сороковых годов в фарфоровой пластике представляют самые разнообразные темы: аллегорические и мифологические изображения, кавалеры и дамы в кринолинах, маски итальянских комедий, крестьяне и торговцы, пастухи и пастушки, солдаты и охотники.

В шестидесятых годах скульптор Мишель Виктор Асье вносит в мейсенскую пластику новые важные идеи, с которыми он выехал со своей французской родины. Пользуясь языком классицизма, он затмевает самого Кендлера, продолжавшего до сего времени осуществлять творческое руководство в Мейсене, - хотя в своих последних произведениях тот, несмотря на почтенный возраст, искусно приноровлялся к новому стилю. В этом духе он, сообща с французом Асье, работал над столовым сервизом для Екатерины ll, вскоре по окончании которого умер (1775).

Период Марколини (1774-1814). Начиная с восьмидесятых годов меняются формы посуды. Под влиянием импульсов со стороны античного искусства они становятся более простыми и строгими. В декоре тоже происходит перемена. По севрскому образцу с 1782 года стали покрывать весь корпус чашек, за исключением медальонов, оставлявшихся незакрашенными для росписи, - синей краской, а именно так называемой "королевской синей". Видовая живопись, символические изображения и миниатюры исполнялись разноцветными красками или же одной только серой - "en grisaille". Одним из самых известных живописцев этого времени был И.-Г. Лёниг.
Эпоха Марколини знаменуется уже некими неуверенными поисками во всех направлениях. В конкурентной борьбе с другими европейскими фарфоровыми заводами мейсенский фарфор утрачивает свою ведущую позицию, и дело даже доходит до того, что в Мейсене осуществляются работы по производственным образцам Венского и Севрского фарфоровых заводов. В это же время - в конце XVlll века - в Мейсене по примеру Севра стали изготовлять пластику из неглазурованного фарфора (бисквита); однако мейсенский бисквит, зернистый, синеватый и холодный по тону, никогда не достигал качества севрского образца. Посвятили себя этому материалу Кр.-Г. Юхцер и И.-Г. Маттеи, оба - талантливые модельеры. Их хорошие скульптуры выполнены в стиле классицизма и смоделированы по античным образцам или их современным изображениям.

Этим кончается славная и творческая история Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Изделия XlX века далеко не соответствуют тому времени, когда в Мейсене состязались Херольд с Кендлером - застрельщики живописи на фарфоре и фарфоровой пластики - и когда в том и другом направлении создавались сенсационные вещи. По недостатку творческой изобретательности и по коммерческим причинам, с началом XlX века часто производились отливки со старых моделей.

 

 

Франция

 

Важнейшими в истории французского фарфора стали города Венсенн и Севр. Именно о них пойдет речь далее.

Венсенн. В 1745 году фарфоровая мануфактура была основана в Венсенне. Она находилась в ведении синдиката с Орри де Фюльви во главе. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна. С этого времени мануфактура называлась "Королевская мануфактура французского фарфора". На место умершего Фюльви поступил талантливый химик Жан Элло, причем мастерские росписи и золочения были отданы в управление Башелье, тому, кто стал подлинным творцом французского фарфора. Венсеннский и потом севрский фарфор был мягким. В производстве преобладала посуда, ее проектировал королевский ювелир Дюплесси. Формы посуды часто приводят на память металлические изделия и применительно к более мягкому фарфору они скорее своеобразны, чем красивы. В декоре главное внимание направлялось на краски фона. Самой известной и выдающейся была интенсивная подглазурная "королевская синяя", в 1749 году изобретенная Ж.Элло. Типичной же для Венсенна - с 1752 года является бирюзового цвета надглазурная краска. На цветных фонах оставлялось незакрашенным пространство для декора из пестрых цветов и птиц, пейзажей и фигур.
В области пластического творчества следует указать на раскрашенные в натуралистические тона имитации цветов, производящих иллюзорное впечатление. Применялись они с самыми разнообразными декоративными целями. В 1756 году мануфактуру переводят в Севр.

Севр. В Севре фарфор тоже выделывается мягкий, и лишь с открытием в Лиможе залежей каолина началось в 1769 году производство настоящего, твердого фарфора; однако полностью перешли на твердый фарфор лишь после реорганизации мануфактуры в 1800 году. При переводе мануфактуры венсеннский персонал целиком был включен в Севр. В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. Художественным руководителем назначается Башелье, руководителем фигурной пластики - Этьенн Фальконе, а руководителем прочих модельных мастерских - Дюплесси.
Выпускались обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, чайные коробочки и табакерки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, корпусы для часов, вазы и подсвечники. Все декоративные элементы Севр позаимствовал из Венсенна, с той, однако, разницей, что декор и красочная шкала в Севре богаче и притязательнее. Сверх уже упомянутых фоновых красок возникает красивый, чисто розовый фон под названием "розовый помпадур", без сомнения, тоже изобретение Элло. Со смертью Элло (1766) таких вещей больше не выпускалось. Эффект этих красочных фонов усиливался посредством позолоты и разноцветной росписи в незакрашенных полях, и что касается золоченых узоров, то изобретательный дар здесь был не истощим, к числу же самых любимых принадлежали "глаз куропатки" (зеленые и синие точечки на белом фон одновременно с золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и "червчатые" узоры или круги из золоченых цветков. Позолота иногда надбавлена, иногда снова выглажена агатом, так что оттенки ее различны. В полях скомпонованы пестрые раскрашенные цветы, птицы, группы, пасторальные и галантные сцены, виды гаваней и мифологические или военные сюжеты. Пейзажи иногда выполнялись в одном цвете "en camaien". Все эти сюжеты мы находим уже в Венсенне, но практика, опыт и сложившийся ансамбль талантливых живописцев способствовали особой тонкости и рафинированности севрских изделий. Примерно до 1770 года росписи посуды выдержаны в духе чистого рококо, затем постепенно начинает проявляться новый стиль, именно - классицизм (иначе называемый "Луи XVl"), который во время царствования Людовика XVl подчинил себе все отрасли художественного производства, распространившись далее по всей Европе.

Мягкий фарфор пригоден в свою очередь для пластики, так как легко поддается моделировке. Севр ограничился в этой области почти исключительно бисквитом (введенном в 1751 году Башелье), ввиду того, что это материал с его полуматовой и притом тонкозернистой поверхностью вызывал в памяти античные статуи. Вместе с жанровыми или мифологическими группами создавались портретные медальоны и бюсты, авторами которых были известные скульпторы. Особенно следует назвать в этой связи Этьенна Фальконе, которому приписывается импозантная бисквитная статуя мадам де Помпадур в виде богини дружбы. Кроме него, действовали здесь Жан-Клод Тома Дюплесси, Башелье и бывшие ученики Фальконе. В 1771 году сюда вошел Симон Буазо со своим учеником Ле Ришем. Модели для пластики - группы или портреты делались Пигалем, Пажу, Бушардоном и позднее Буазо, Каффиери и Клодионом, экстерном сотрудничавшим с мануфактурой. В различных монографиях о Севрской мануфактуре можно найти гораздо больше имен живописцев и проектировщиков моделей.

Хотя эпоха французской революции не была благоприятным временем для мануфактуры, производство все же не прекращалось. В 1800 году тогдашний руководитель завода Броньяр реорганизовал его и перевел исключительно на производство твердого фарфора. Этим кончается слава Севрской мануфактуры с ее мягким фарфором, который один лишь представляет коллекционерский интерес.

В эпоху Наполеона Севр стал задавать тон европейской фарфоровой продукции. Мейсен и в особенности Вена в короткое время подчинились новому стилю ампир. Формы посуды сводятся к простым схемам. Декором чаще всего служит орнаментика по образцу помпеянских узоров или Рафаэлевых фресок: головы или фигуры наподобие камей в четырехугольных, овальных или многоугольных полях с бесчисленными вариантами окаймляющих узоров из завитков, картушей, рога изобилия и различных символов. Исполнение орнаментики, особенно золотом, постоянно безупречное. В Севре этот стиль держался дольше, чем на других мануфактурах, так что в конце концов он вылился в голую манеру.

Эти страны, а также такие Европейские государства, как Италия, Англия, Дания внесли огромный вклад в развитие фарфорового производства в Европе, но нельзя забывать и о России, ведь русский фарфор не менее знаменит, чем Мейсенский и, возможно, даже китайский.

 

Россия

 

Возникновение промысла. Художественные керамические изделия - это изделия из обожженной глины с минеральными добавками - фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и гончарные, выполненные в национальном характере республики, края, области.

Гончарное искусство появилось в России в XlV-XV веке. На Украине поливные керамические изделия и изделия, украшенные цветными эмалями, изготовлялись в Киеве еще в X- Xlll вв. О древности существования на территории Казахстана гончарного искусства свидетельствуют наскальные рисунки 1 и 2 тысячелетий до н.э. В 4 тысячелетии до н.э. появились керамические изделия на территории Латвии.

В середине XVlll века в России широко было развито майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы. Первый русский майоликовый завод был основан в 1724 году в Москве купцом А. К. Гребенщиковым. Изготовление художественной майолики здесь началось лишь в 1740 году. Этот год и считается началом развития отечественного керамического производства. Изделия вырабатывались массивными, больших размеров, с черепком желтовато-розового цвета, с синевато-белой эмалью, крупным цеком и росписью по эмали, подражающей росписи китайского и западноевропейского фаянса и майолики XVlll века.
К этому же периоду относится и выпуск обычной гончарной посуды, в том числе и майоликовой, керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода. Для гжельской дешевой посуды был характерен грубый розовый черепок и простая цветочная роспись в виде цветка или ветки по розоватой или палевой эмали. Ручная кистевая роспись фиолетового, желтого, зеленого и коричневого цветов отличалась простой и одновременно сочностью и легкостью мазка, очень обобщенно воспроизводящего стилизованные формы листьев и цветов. Такая роспись была присуща русскому народному искусству XVlll века.

Почти одновременно с майоликой в XVlll веке в России начинается выпуск фарфоровых изделий. Секрет производства фарфоровой массы пытались открыть многие ученые-химики.
Рецепт фарфора в России. Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре 1. По его заданию Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Мейсене, но неудачно. В 1724 году русский купец Гребенщиков основал фаянсовую фабрику, на ней велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

В 1744 году, когда была основана Петербургская мануфактура, императрица Елизавета пригласила из Швеции И.-Кр. Гунгера, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Он 5 лет впустую "исследовал" и уехал. Управителем после него был назначен Дмитрий Иванович Виноградов, который организовал поисковую систематическую научно-техническую работу, которая должна была привести к разработке технологического производства фарфора.

В 1736 году Д.И. Виноградов, М.В. Ломоносов, Р. Райзер - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан в "немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Обучался он в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Д.И. Виноградов пробыл за границей до 1744 года и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию.
Перед Виноградовым стояло несколько сложнейших задач: самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; разработка рецепта глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.
В 1746-1750 годах велись поиски "рецепта" фарфоровой массы. Виноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.

Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 года. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава фарфоровой массы и продолжал ее до своей смерти в 1758 году.
С 1747 года Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления (1749 и более поздние годы). В 1752 заканчивает первый этап работ Виноградова по созданию первого русского фарфора и организации технологического процесса производства.
Составляя рецепт, Виноградов старался зашифровать его. Он применял итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Это объясняется тем, что ему давались указания засекречивать работу, насколько это возможно.
Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.
Помимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате "прилежного труда" (оценка самого Виноградова), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Императорский завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский уже при Виноградове занял подобающее ему место.

Развитие фарфорового производства. На место Виноградова потом поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 года), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре 1; однако, в третьей четверти XlX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.
Одновременно с императорским заводом во второй половине XVlll - начале XlX века возникли коммерческие частные производства. В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец Ф. Гарднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиеся высоким качеством фарфоровой массы и росписи. Гарднеровский завод выпускал и мелкую пластику, доступную широкому кругу покупателей. Характерной для гарднеровской посуды была яркая, сочная цветочная роспись, близкая русской народной керамике. С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью.
Конец XVlll - начало XlX века - время расцвета русского фарфора. Искусство фарфора развивалось вместе с архитектурой, воспринимало ее основные стилевые особенности. Барокко, ранний и поздний классицизм отражались в произведениях петербургского завода.

В первой половине XlX века в России возникает много частных фарфоровых заводов, большая часть которых сосредотачивается в Гжельском районе Московской области, поскольку этот район славился белыми глинами. Крупнейшим из них был завод А.Г.Попова, основанный в 1811 году недалеко от Сергиева Посада в селе Горбунове Дмитровского уезда. Вырабатывал завод высококачественные фарфоровые изделия разнообразных форм, с выразительной росписью.
Во второй половине XlX века концерн фабриканта М.С.Кузнецова, объединивший несколько крупнейших фарфорофаянсовых заводов, выпускает технически совершенные, но в художественном отношении эклектические изделия. В конце XlX века в искусстве русского фарфора намечается начало упадка. Формообразование фарфоровых изделий все больше превращается в бессмысленное усложнение форм, нагромождение деталей, причем нередко удивительно разнородных. В этот период Европа искала новые направления для развивающейся фарфоровой промышленности.

Новым стилем в искусстве стал модерн. Он господствовал и на Императорском заводе в 1906-1917 годах. Характерным для изделий стиля модерн были блеклые цвета, отсутствие образных композиций, изображение туманных закатов. Это соответствовало упадническим настроениям того времени.

В первые годы революции художники, работавшие на фарфоровых и керамических предприятиях, активно включились в создание новой пролетарской культуры. В это трудное и напряженное время не погасли горны фарфорового завода в Петербурге, являвшегося в течение полутораста лет школой для русского прикладного искусства. Было создано основное ядро мастеров и художников, окончивших петербургские художественные школы. Подготовка кадров в художественных школах России оказалась настолько высокой, что дала возможность создать одно из ярчайших и знаменательных явлений советского искусства - агитационный фарфор первых послереволюционных лет.
Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX века в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта.
Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.

Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов. Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.

С 1921 года художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, украшают быт советских людей. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например "Красногвардеец", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского фарфора XlX века. Эта близость вызвала большой интерес советских людей.

Русский фарфор в наше время. Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода. Художественное направление Вербилковского завода - народное. Эта народность была заметна и в старых вещах того периода, когда завод принадлежал Гарднеру. Кроме того, здесь стали работать художники с завода А. Попова, расположенного неподалеку и затем закрытого. А поповский фарфор славился своим ярким, праздничным русским характером. В советское время народная линия еще больше укрепилась в силу того, что художественное руководство было поручено К. Тихонову, глубоко ценившему национальные традиции. В свою очередь, Тихонов воспитал отличную смену. Сейчас главный художник - Е.Смирнов. Вместе с группой старых и молодых художников - А.Чекулиной, В.Лосевым, В.Папихиным и другими - он продолжает традиционную линию. Народная основа в современном понимании - вот тот плодотворный принцип, которому следуют заводские художники-фарфористы из Вербилок.


(Небольшое добавление: сейчас на Дмитровском заводе не работает ни один художник. Видимо, эта статья писалась очень давно, т.к. вышеупомянутые художники не работают там уже лет шесть. Эти данные от 14 матра 2001 года. Весь ассортимент завода в настоящее время - это использование старых наработок)


В их рисунках может почудиться и цветочный узор из старых басм , и заметна народная трактовка изобразительных элементов, народная манера в мазке и т.д. Но вместе с тем это вещи, лишенные аляповатого "украшательства", они современны и отличаются высоким вкусом.
На Дулевском фарфоровом заводе охотно использует мотивы русского народного творчества главный художник Петр Леонов. Ему свойственная яркая декоративность и смелые композиционные решения. Он не боится нарушить моду и привычные представления, но с глубоким уважением относится к народным традициям. В его сервизе "Красавица" остроумно и в высшей степени современно использована старая русская манера росписи - "агашка". Грубый прием мазка пальцем, рожденный необходимостью работать быстро, превращен художником в декоративный элемент высокого вкуса.
Леоновские вещи всегда можно узнать по широкой и свободной манере росписи (не исключающей традиционно-русского "узорочья"), яркой и веселой цветности, по народной декоративной орнаментике (творчески переосмысленной).
В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов.

 

Исследования

 

Тщательно изучив виды фарфора, способы его производства, его историю, я нашла несколько факторов, определяющих возможность возникновения фарфорового производства. Эти факторы я хочу привести и обосновать в этом разделе.

Важнейшим фактором является наличие необходимых для производства фарфора материалов. Из раздела "Виды фарфора" мы знаем, что для производства любого из видов нужна белая глина. Для производства твердого фарфора необходимы каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой), к этим основным веществам добавляется кварц или песок. Для мягкого - так называемые фритты, содержащие песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. А для костяного - кроме каолина и полевого шпата, фосфат извести из пережженной кости. Итак, если в данной местности есть все эти компоненты, то на ней можно начинать производство фарфоровых изделий. Но фарфор не будет фарфором без украшений на нем, а из раздела "Украшения на фарфоре" мы знаем, что наиболее распространенным видом украшений является живопись по фарфору. Следовательно, необходимы краски или материалы для их изготовления.
Известны два вида живописи - надглазурная и подглазурная. Для подглазурной росписи используются окислы кобальта и гематита, значит в данной местности должны находиться никелевые и железные руды, из которых добываются окислы этих металлов. Для надглазурной росписи используются эмалевые и муфельные краски, а также позолоты, значит в данной местности должны находиться источники компонентов, необходимых для их изготовления.
Из разделов "Виды фарфора" и "Производство фарфора" известно, что производство всех видов фарфора требует высоких температур (около 1000 0С), отсюда следует, что необходимо топливо, обеспечивающее такие температуры, и печи, созданные по технологиям, позволяющим получать и выдерживать подобный жар. Значит в данной местности должен находиться также источник топлива.
После того, как выполнены три вышеназванных условия, возможно открытие фарфорового производство, но есть одно "но". Без должного развития культуры ни один народ не найдет рецепт фарфора. Из раздела "История фарфора" мы знаем, что фарфоровое производство возникло в Китае, а китайская цивилизация одна из самых развитых. Далее фарфор распространился по Европе, где также, как и в Китае, было огромное количество светлых умов, которым и открылся секрет фарфора. Наконец, фарфор появился в России, где его заново изобрел русский ученый Д.И. Виноградов. Итак, для возникновения фарфора нужен его рецепт, который может быть открыт только при наличии опыта развитой цивилизации.
Но даже при наличии всех этих факторов фарфоровое производство могло не появиться, ведь фарфор применяется не для пользы, а для души, то есть основное назначение фарфора - радовать глаз, ведь большая часть фарфоровых изделий - декоративные украшения. Следовательно фарфор не может появиться там, где не ценятся художественные произведения, а ведь Китай, Германия, Франция, Россия были практически на пике развития культуры в период появления фарфора.
Из всего вышесказанного следует, что для возникновения фарфора необходимо:

1. Материалы для изготовления фарфоровой массы
2. Материалы для изготовления красок для росписи по фарфору
3. Источник топлива для достижения высоких температур
4. Высокое культурное развитие страны, где выполнены три предыдущих условия
5. Ценность в этой стране художественных произведений.
Возможно, я не учла некоторые факторы, но они настолько незначительны по сравнению с глобальными факторами, что их вполне можно опустить.


В заключении я хочу сказать несколько слов об экономическом положении фарфорового производства. Сейчас, к сожалению, на производственную группу Б отпускается очень маленькая доля бюджета РФ, а предприятия народных художественных промыслов (в том числе и фарфоровое производство) относятся к предприятиям легкой промышленности, следовательно развитие этого производства сейчас практически невозможно. Тем не менее, даже в это сложное время фарфоровые заводы не останавливаются и приносят государству немалый доход, производя различные сувениры, сервизы, статуэтки и др. Сейчас остается только надеяться на то, что новый президент РФ вспомнит о русской культуре, и русский фарфор расцветет, как когда-то он цвел во времена Екатерины Великой.
В своей работе я попыталась отразить как можно больше информации о таком художественном промысле, как фарфор. Ознакомившись с работой, Вы узнали о технике производства фарфора, о различных видах фарфора, о его истории.


Автор статьи: Леонович Ольга


просмотров: 17263
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
Кружка выполнена из термостойкого боросиликатного стекла. Термокружки с двойными стенками прекрасно сохраняют температуру напитков - как горячих, так и холодных.
В обычной кружке напиток остывает за 7-10 минут, в термокружке он будет горячим...

Цена:
739 руб

Набор столовой посуды "Сиреневые цветы", 20 предметов. 16-336
Набор столовой посуды "Сиреневые цветы", 20 предметов. 16-336
Набор столовой посуды "Сиреневые цветы" состоит из 4 обеденных тарелок, 4 суповых тарелок, 4 десертных тарелок, 4 блюдец и 4 чашек. Изделия выполнены из фарфора и дополнены изысканным цветочным рисунком. Посуда отличается прочностью,...

Цена:
2990 руб

Кружка "Shenzhen Xin Tianli", цвет: оранжевый, 370 мл
Кружка "Shenzhen Xin Tianli", цвет: оранжевый, 370 мл
Кружка "Shenzhen Xin Tianli" выполнена из высококачественной керамики и имеет спокойный классический дизайн. Это изделие экологически безопасно.
Кружка "Shenzhen Xin Tianli" станет замечательным сувениром к любому случаю. Диаметр кружки по...

Цена:
97 руб

Кружка Luminarc "Нордик", цвет: дымчатый, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик", цвет: дымчатый, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик" изготовлена из упрочненного стекла. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Можно использовать в посудомоечной...

Цена:
179 руб

Кружка "Сирень", 350 мл
Кружка "Сирень", 350 мл
Кружка "Сирень" изготовлена из высококачественного фарфора. Изделие оформлено красочным рисунком и покрыто превосходной сверкающей глазурью.
Изысканная кружка прекрасно оформит стол к чаепитию и станет его неизменным...

Цена:
151 руб

Набор детской посуды "Peppa Pig", 3 предмета Кружка, миска, тарелка
Набор детской посуды "Peppa Pig", 3 предмета
Набор детской посуды "Peppa Pig" изготовлен из высококачественной керамики. В набор входит: тарелка, миска и кружка.
Предметы набора оформлены красочным изображением забавных свиней. Яркие краски, используемые в детских дизайнах, абсолютно...

Цена:
799 руб

Кружка Elan Gallery "Лаванда", 400 мл
Кружка Elan Gallery "Лаванда", 400 мл
Кружка Elan Gallery "Лаванда" выполнена из высококачественной керамики и оформлена красочным рисунком. Изделие станет отличным дополнением к сервировке семейного стола, а также замечательным подарком для ваших родных и друзей.

Не рекомендуется...

Цена:
699 руб

Подставка под горячее "Marmiton", цвет: фиолетовый, 14,5 х 14,5 см
Подставка под горячее "Marmiton", цвет: фиолетовый, 14,5 х 14,5 см
Подставка под горячее "Marmiton" изготовлена из силикона, что позволяет ей выдерживать высокие температуры и не царапать поверхность стола. Материал устойчив к фруктовым кислотам, к воздействию низких и высоких температур. Не взаимодействует с продуктами...

Цена:
93 руб

Масленка "Idea", цвет: мраморный, прозрачный
Масленка "Idea", цвет: мраморный, прозрачный
Масленка "Idea", выполненная из высококачественного полипропилена и полистирола, предназначена для хранения масла. Она состоит из подноса и прозрачной крышки с ручкой. На подносе имеются специальные выемки, благодаря которым крышка легко на него...

Цена:
114 руб

Пиала "Белье", 330 мл
Пиала "Белье", 330 мл
Пиала "Белье" изготовлена из высококачественного фарфора. Изделие прекрасно подойдет для подачи салата или мороженого. Благодаря изысканному дизайну, такая пиала станет бесспорным украшением праздничного или обеденного стола. Она дополнит...

Цена:
70 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика