Керамика, Гончарное ремесло
Керамика Финляндии и Корелии

Керамика: Северная культура Финляндии и Корелии


Прежде всего определимся с термином «керамика». В Большой советской энциклопедии мы находим, что под керамикой подразумеваются изделия из природных глин или их соединений с минеральными и органическими добавками, обожжённые до камневидного состояния. Кстати, название глиняных обожжённых строительных материалов «керамиды» было известно на Руси в 15 в., раньше, чем аналогичные термины появились в других европейских странах. В настоящее время термин «керамика» вошел во все европейские языки и охватывает разнообразные изделия: от грубого тяжелого кирпича до легкой фарфоровой чашки.

Пластичность глин была обнаружена человеком ещё на заре его существования. Однако обжиг, который придаёт глиняному изделию камневидность, огнестойкость и водоустойчивость, стал применяться только в раннем неолите (около 5-го тысячелетия до н. э.). И тут встаёт вопрос: где же раньше появилась керамика – на севере или на юге? Исследователи однозначный ответ на этот вопрос не дают или дают по-разному. Но в пользу появления керамики на севере раньше, чем на юге, говорит простое бытовое соображение о том, что в северных областях необходимость в посуде, приемлемой для приготовления горячей пищи, была насущнее, чем в южных, где практически круглый год можно было питаться овощами и фруктами безо всякой тепловой обработки.

Итак, эпоха керамики приходится в основном на неолит, который характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства – охоты и собирательства, к производящим — земледелию и скотоводству (так называемая неолитическая революция). Но это относится лишь к южным областям. На севере основу хозяйства по-прежнему составляли охота и рыболовство. Переход от мезолита к неолиту здесь происходит по-иному, постепенно и фиксируется по более формальному признаку — распространению глиняной посуды. Стоянки без керамики относят к мезолиту, с керамикой — к неолиту и последующим эпохам. Распространение глиняной посуды, не очень удобной для транспортировки,— свидетельство дальнейшего прогресса в жизни общества: становления более оседлого образа жизни, существенного улучшения способов приготовления и хранения пищи и т. д.

Керамика Финляндии родилась далеко до рождества Христова. Это лишний раз подтверждает, что творчество наших предков питалось какими-то, ещё не изученными и не понятыми до сих пор влияниями. Хотя, пожалуй, ответ на этот вопрос – на поверхности. С 1908 года в Национальный музей г. Хельсинки начинают поступать каменные артефакты и фрагменты керамики со стоянок каменного века — раннего металла, расположенные в районе Киркслетт и Эсбо. Керамика сперрингс (названа так по наименованию местечка в Финляндии), впервые была найдена на стоянке Хайринмяки около г. Выборг и в 1909 году об этом была публикация в книге финского археолога Юлиуса Айлио. Исследователь включил ее в восточно-финскую группу керамики, которая характеризовалась им как гребенчатая. Узор на сосудах напоминал следы оставляемые зубцами гребенки, поэтому и получил такое название.

По такому же принципу получила свое название и веревочная керамика, то есть глиняная посуда, украшенная отпечатками очень похожими на следы, оставляемые волокнами веревки.

Ю. Айлио отметил явное отличие восточно-финской гребенчатой керамики от гребенчатой керамики Швеции и датировал ее, исходя из высотного расположения стоянки Хайринмяки III тыс. до н. э.. Однако, следует отметить, что эта датировка относилась ко всей гребенчатой керамике, найденной на памятнике.

Другой финский археолог Сакари Пельси продолжает публикацию археологических материалов со стоянок Карельского перешейка с 1913 года, а в 1920 году выходит его большая статья по памятникам эпохи каменного века. Керамику сперрингс он выделяет в группу веревочно-гребенчатой. На основании высотного расположения стоянок с этой керамикой исследователь относит ее также к III тыс. до н. э. В работе С. Пельси была помещена фотография сланцевой кирки, названной им ножом из сланца, первого каменного орудия которое могло быть связано с комплексом керамики сперрингс.

  Древнейшей в районе, по мнению исследователя А. Эйряпяя (Европеус), является керамика со стоянки Урьяла-Паломяки. Она представляет собой довольно прочные, хорошо обожжённые, кирпично-коричневого цвета сосуды с прямыми неорнаментированными венчиками. Орнаментальные композиции сравнительно просты и образованы вертикальными зигзагообразными прочерченными линиями, покрывающими все тулово сосуда, и редко расставленными на основной узор круглыми ямками. К этой керамике исследователь также относит глиняную посуду со стоянок Хайринмяки и Селинкангас около г. Выборг. Более поздней А. Эйряпяя считает керамику со стоянки Эсбо Сперрингс. Орнамент из прочерченных линий становится более сложным, образуя геометрические фигуры (так называемый «плетеночный орнамент»). Появляются ромбические ямки. На связь между стоянками Урьяла-Паломяки и Эсбо Сперрингс указывает также схожий каменный инвентарь, особенно формы сланцевых топоров.

Датировка керамики Урьяла неясна. На основании высотных данных стоянки Эсбо Сперрингс А. Эйряпяя относит ее к концу III тыс. до н. э.
Дальнейшие работы А. Эйряпяя по каменному веку Финляндии основывались на анализе высотного расположения древних стоянок. Исследования показали, что древнейшей стоянкой с керамикой сперрингс на территории Финляндии является Эсбо Сперрингс, а не Паломяки, как исследователь предполагал ранее. На этом памятнике им в 1923-1924 годах были проведены раскопки на площади 175 м. Также были исследованы и другие древние стоянки каменного века, располагающиеся поблизости. Тщательность раскопок позволила выделить два культурных слоя в расположении керамики сперрингс на стоянке Эсбо Сперрингс.

В самом глубоком и древнейшем, по мнению исследователя, слое были найдены фрагменты керамики, украшенные оттисками веревочки. Это дало основание для предположения, что подобная глиняная посуда является древнейшей в Финляндии, хотя, А. Эйряпяя отмечает, что веревочный орнамент встречается на всем протяжении каменного века. Вместе с этой керамикой в культурном слое были найдены фрагменты, орнаментированные своеобразными штампами (как установил в 1970 году карельский археолог Ю. В. Титов, это были оттиски позвонков рыб). Поверхность черепков часто окрашена в черный или в красный цвет, что, по мнению исследователя, было сделано преднамеренно.

В верхней части культурного слоя были найдены фрагменты, орнаментированные оттисками «отступающей лопаточки или палочки» (представляют собой прочерченные линии наносимые с периодическим нажимом на конец орнаментира), прочерченными линиями и овальными ямками, вдавления хаотично нанесены поверх основного орнамента. Первые появляются фрагменты, украшенные коротким гребенчатым тампом. Из каменных орудий, по мнению исследователя, связанных с керамикой сперрингс, он выделяет обломки сланцевых топоров и тесел.
Ниже на 3-4 м находится еще одна стоянка с керамикой сперрингс, глиняная посуда, аналогии которой имеются в верхнем культурном слое первого памятника. На это указывают прочерченный и отступающий орнамент, овальные ямки, гребенчатый штамп. Появляется новый элемент орнамента — волнистые линии.


Древняя гребенчатая керамика выделяется по особенностям форм сосудов, примеси, обжигу и орнаменту. Она представлена сосудами с острым или округлым дном и маленькими чашеобразными сосудиками, имеющими прямые венчики, плохого или среднего обжига, цвет коричнево-серый. Часть черепков окрашена в красный или черный цвет.

Важнейшими элементами орнамента являются оттиски «отступающей лопаточки», прочерченные линии, которые образуют горизонтальные зоны или штрихованные в различных направлениях треугольники и другие геометрические фигуры, а также небольшие ромбические ямки, веревочные отпечатки и штампы в виде римских цифр I и II. Поверх основного орнамента наносились редкие горизонтальные пояса кругло-конических ямок.
Наиболее древним элементом орнамента, по мнению А. Эйряпяя, являются отпечатки веревочки. На верхней стоянке Сперрингс фрагменты с веревочным орнаментом были найдены в самой глубокой части культурного слоя. Глина, из которой они сделаны, лучшего качества и обжига, орнаментальные композиции на них отличаются от остальной керамики. Кроме того, фрагменты с веревочной орнаментацией найдены только на верхней стоянке Сперрингс, на стоянках, занимающий более низкие береговые террасы, их нет.

Хронологически за древней гребенчатой керамикой следует ранняя гребенчатая керамика. Тесто сосудов становится лучше, в качестве примеси используется мелко истолченный песок. Ведущим элементом орнамента становятся оттиски узкого или широкого короткого гребенчатого штампа, прочерченные и отступающие линии редки. Орнаментальные композиции образуют горизонтальные ряды наклонно и прямо. Прочерченные линии нередко переходят в волнистые.

К ранней гребенчатой керамике А. Эйряпяя также отнес глиняную посуду со стоянок Мария Якярля и Хинерйоки-Ламмила в западной Финляндии и Теува-Комсинкангас и Паппиланкангас в юго-восточной Ботнии. Орнаментальные композиции на керамике выполнены своеобразным широким и коротким гребенчатым штампом, напоминающим оттиски веревочки. Впервые найденная на стоянке в Ламмила эта посуда получила название Якярля. Вместе с керамикой Якярля на стоянках была найдена типичная гребенчатая керамика.

В своей последней статье, посвященной проблеме происхождения гребенчатой керамики, А. Эйряпяя отмечает ее изолированное положение по отношению к глиняной посуде соседних территорий. В тоже время, он указывает на сходство отдельных элементов орнамента этой керамики керамике стоянок области Днепра, особенно реки Сож. Исследователь считал, что появление первой керамики в Финляндии связано с культурным импульсом, идущим от ранненеолитических культур, находящихся в области Днепра (днепро-донецкая и другие), через Валдай и Карельский перешеек, а также южную Карелию.

В1957 году в своей статье финский археолог Вилле Лухо попытался продатировать фрагмент керамики, найденный в слое сапропеля в Китае. Исследователь считает, что по орнаментации оттисками веревочки и нанесенными поверх рядам круглоконических ямок его можно соотнести с финскими стилями, в том числе и по времени, т. е., к концу атлантического периода.

В. Лухо были также исследованы три стоянки с керамикой в местечке Аскола. Самая древняя из них, Аскола Ситтапелонхака, на которой были найдены фрагменты керамики, орнаментированные оттисками веревочки, занимала древнюю террасу высотой 31 м над уровнем Балтийского моря. Кроме того, были найдены кремневые орудия: скребок и обломок ножевидной пластины, которые являются очень редкими находками в раннем неолите Финляндии, так как своего кремня на юге и в центральной части страны нет.
Таким образом, в результате проведенных исследований, получила подтверждение периодизация культуры гребенчатой керамики А. Эйряпяя и было доказано, что уже во время существования стоянок с древней керамикой на территорию Финляндии началось проникновение кремневого сырья, как считает В. Лухо, с востока.

Итоги первого этапа изучения керамики сперрингс на территории Финляндии изложены в монографии Эллы Кивикоски. Хронология и периодизация гребенчатой керамики А. Эйряпяя, базирующаяся на высотном расположении древних стоянок и сравнительно-типологическом методе изучения керамики и каменных орудий, осталась без изменений. Время существования керамики определяется периодом 5000-4300 лет назад. Самой древней является керамика, украшенная оттисками веревочки, которая появляется в среде местных мезолитических племен. По мнению А. Эйряпяя, В. Лухо, Э. Кивикоски и других финских археологов эта керамика находит аналоги в глиняной посуде со стоянок в районе Днепра на Украине.

Первое десятилетие второго этапа в изучении культуры гребенчатой керамики (70-80-е года) характеризуется статьями двух финских геологов и археологов А. Сиириайнена и М. Нуньеза. Основываясь на геологических данных и радиоуглеродных датировках, А. Сиириайнен сначала удревняет время появления керамики в Финляндии на 500 лет и помещает культуру гребенчатой керамики в интервал 5500-3800 лет назад, а немного позже окончательно датирует – 6200-5550 лет назад и керамику следующего стиля – 5550-5350 лет назад. Эти исследования еще раз подтвердили правильность периодизации А. Эйряпяя, однако, показали, что подъем береговой линии Балтийского моря на отдельных участках шел неравномерно, были возможны блоковые поднятия. Уровень Балтийского моря тоже не оставался стабильным, ему были присущи как резкие повышения (трансгрессии), так и резкие падения (регрессии), в результате чего стоянки с ранней керамикой нередко оказывались на тех же или более низких береговых террасах, что и с позжей керамикой.

Исследования на стоянках в Юго-Восточной Финляндии позволили удревнить время появления на них первой керамики до 6350 лет назад.
Таким образом, в настоящее время, на основании геологических данных и радиоуглеродных датировок, время существования керамики в Финляндии определяется: в Южной Похъянмаа – 6100-5400, в Южной Финляндии – 6200-5300 и в Юго-Восточной – 6350-5400 лет назад. (Для сравнения: в Египте, Китае, Вавилонии, у шумеров – в 3 – 4 тысячелетии до н. э.).

Главным итогом второго этапа в изучении керамики в Финляндии стало установление, с помощью геологических данных и радиоуглеродных датировок, ее абсолютной хронологии. Сейчас общепринятым считается период ее существования 6200-5300 лет назад. Активно разрабатываются вопросы хозяйственной жизни древнего населения. Заметно выросло число изученных памятников. Периодизация культур гребенчатой керамики А. Эйряпяя осталась без изменений, выдержав испытание временем. Лишь Т. Эдгрен выделил третью локальную группу в керамике со стоянок в Восточной Финляндии. Особенностью ее является применение в примеси волокон асбеста.

Классификация ямочно-гребенчатой керамики облегчалась тем, что в Финляндии все изученные поселения лежали на побережье моря, на береговых образованиях, и спускались вниз по мере отступления моря, поэтому более древние поселения лежат выше поздних. В результате исследований выявлено три группы ямочно-гребенчатой керамики финской керамики: 1) ранняя; 2) типичная гребенчатая; 3) дегенерированная.
Однако классификация Европеуса пригодна только для Финляндии и не может быть распространена на другие области.

К сожалению, почти полностью отсутствуют исследования, посвященные ранненеолитической керамике и каменному инвентарю, хотя материалов для этого достаточно. Публикуются лишь отдельные ее фрагменты, встреченные на стоянках со смешанными комплексами. Все это затрудняет сравнение финской ранненеолитической посуды с керамикой сперрингс на территории Карелии. А оснований для этого – предостаточно.

В Карелии неолитическая эпоха начинается где-то в середине IV тыс. до н. э. То есть, еще в атлантический период, и заканчивается на рубеже III –II тыс. до н. э., то есть, уже в начале следующего периода (2800– 500 лет до н. э.), на который в основном и приходится время петроглифов. Все исследователи единодушно характеризуют последний период как довольно неустойчивый по природно-климатическим условиям, с чередованием прохладных и влажных и более теплых и сухих циклов. Климат был мягче, чем в современной средней Карелии. В растительном мире господствовали еловые леса, в зоне южной тайги – с примесью сосновых. Расположение, планировка и размеры неолитических стоянок по существу те же, что и раньше, несмотря на значительный приток населения из более южных областей, где получила распространение так называемая ямочно-гребенчатая (льяловская) керамика. Местное население пользовалось посудой типа сперрингс со своеобразным орнаментом, в частности, в виде оттисков рыбьих позвонков.

Именно керамика – самая массовая находка и главный этнокультурный показатель этого периода. Различия наблюдаются и в каменном инвентаре, для стоянок со сперрингс характерны сланцево-кварцевые изделия, преемственно связанные с инвентарем предшествующих мезолитических стоянок. В стоянках с ямочно-гребенчатой керамикой больше орудий из привозного кремня, отразивших иные навыки и традиции. Появились и новые типы изделий из сланца. В настоящее время в Карелии известно около 150 стоянок с керамикой сперрингс, но только 41 из них содержит чистый ее комплекс. Почти столько же стоянок, где встречены и сперрингс и ямочно-грсбенчатый орнамент, а на остальных представлены три и более керамических комплексов – следы многократного заселении данных участков.

Площадь долговременных поселений с керамикой сперрингс – 600 – 2000 м2, изредка больше. Культурный слой, мощностью от 10–15 до 50– 60 см, имеет интенсивный красный цвет, видимо, из-за обильной примеси охры, широко использовавшейся в разных целях, в том числе для окраски сосудов. Удивительно, что на стоянках с керамикой сперрингс до сих пор не встретилось полуземляночных жилищ, хотя ранее (в мезолите) они были. Видимо, получили распространение наземные жилища, следы которых обнаружить гораздо труднее.

Самая ранняя в Карелии глиняная посуда, типа сперрингс, появилась еще в IV тыс. до н. э. Какое-то время, видимо, существовали и поселения без керамики, по все же глиняная посуда довольно скоро получила широкое распространение. Ранненеолитическая культура сперрингс служит естественным продолжением местного мезолита, о чем свидетельствует преемственная связь каменного инвентаря, прежде всего сланцевого и кварцевого. Используя местные источники сырья, население на протяжении нескольких тысячелетий развивало и совершенствовало здесь свою каменную индустрию, отличающуюся обилием и разнообразием рубящих орудий.

Первые переселенцы с ямочно-гребенчатой керамикой появились на рубеже IV–III тыс. до н. э. и, расселившись по всей территории Карелии, оказали сильное воздействие на культуру местного населения, изменив его состав. В результате сперрингс постепенно выходит из употребления, уступая место ямочно-гребенчатой керамике. Поселений с такой керамикой в Карелии больше, чем каких-либо иных, – свыше 300. Среди них встречаются и долговременные, зимние, площадью до 3000 м2, и небольшие сезонные стойбища площадью 150 – 600 м2. Окраска культурного слоя тоже красная, но менее интенсивная. Мощность его от 10–15 до 60–70см. Обычно он довольно богат находками, особенно керамикой. Но главное – вновь строятся полуземляночные, углубленные в землю, видимо срубные, жилища, заметные на современной дневной поверхности в виде неглубоких оплывших западин. Основания жилищ правильной четырехугольной формы с коридорообразными выходами.

Если керамика ранних поселений почти не отличается от так называемой льяловской волго-окско-клязьминского междуречья, то каменный инвентарь, наряду с новыми формами орудий (кремневых и в меньшей мере сланцевых), содержит много местных типов: используются традиционные, еще мезолитические, способы обработки местных пород – сланца и кварца. Так проявилось влияние местных племен на пришельцев.

Таким образом, в неолите развиваются, тесно переплетаясь, две культурные традиции: местная, корнями уходящая в глубочайшую древность, и пришлая, с корнями в волго-окском неолите. Но раздельное их существование было недолгим: пришлое население постепенно как бы поглощает, ассимилирует местное. Наглядный пример смешения обеих традиций дают стоянки, на которых керамика сперрингс и ямочно-гребенчатая явно сосуществуют. Свидетельство тому – сходная технология их изготовления. К концу III тыс. до н. э. сперрингс постепенно исчезает. По всей Карелии распространяется сходная культура ямочно-гребенчатой керамики с незначительными локальными вариантами, обусловленными особенностями природной среды, степенью обособленности поселений, направлением связей, близостью и характером источников сырья для орудий, силой воздействия прежней местной культуры сперрингс.

Изменения в облике глиняной посуды не всегда связаны только с появлением нового населения. Они могут отражать попытки технологического и художественного (орнаментального) ее усовершенствования. Наглядным примером служит асбестовая керамика, распространенная в том же ареале, что и сперрингс, то есть в основном на территории Финляндии и Карелии. Похоже, все началось с того, что в качестве примеси к глиняному тесту для изготовления ямочно-гребенчатой керамики стали добавлять толченую роговую обманку или асбест, месторождения которого имеются и в Финляндии, и в Карелии. Самая ранняя, неолитическая еще по виду, асбестовая керамика обнаружена на, так называемых, поселениях Пиндуши I, Лахта II и Сандермоха IV; встречается она и на неолитических стоянках Финляндии. Однако широкое применение в быту асбестовая керамика получила лишь в эпоху металла – бронзы и раннего железа, когда распространяется классический ее тип – тонкостенные, плоскодонные, украшенные вертикальными оттисками гребенчатого штампа сосуды.

В 60–70-е годы прошлого века в Карелии было открыто 8 неолитических могильников. Но широким раскопкам подвергся лишь один – Сандермоха I, расположенный на северном берегу Онежского озера. В нем вскрыто 107 погребений. Пожалуй, главная его особенность – появление в могилах керамики. Большинство из них содержало керамику сперрингс, и только в четырех, несколько обособленных, была найдена ямочно-гребенчатая.

Появление могильников с разными типами керамики – убедительное свидетельство начавшегося сближения разного по этническому составу населения, местного и пришлого. В остальном они похожи на мезолитические (исключая Оленеостровский): те же неглубокие захоронения, та же подсыпка красной охры и бедный инвентарь. В процессе сложения воедино неолитической культуры формируются и ее локальные варианты: на берегах Сямозера, на западном побережье Онежского озера, на его северо-восточном побережье, где обособленность сохранялась особенно долго и прочно. Наиболее сильное влияние пришельцев испытали восточные районы Карелии – там, вероятно, и проходил основной поток переселенцев. Кремневый инвентарь здесь во все времена преобладал над кварцево-сланцевым.

Заключительный этап каменного века в Карелии (конец III – середина II тыс. до н. э ) нередко выделяют в самостоятельный период – энеолит, или медно-каменный век. Основанием для этого служит широкое распространение ромбо-ямочной керамики, но главное – первые попытки использования самородной меди. Карелия наряду с Приуральем относится к числу немногих районов обширной лесной полосы Восточной Европы, имевших свою самородную медь. По всему видно, что ромбо-ямочная керамика развивается на базе ямочно-гребенчатой, в ее недрах, но с чем связано столь широкое и быстрое ее распространение (а она встречается и южнее –под Новгородом, в бассейне рек Ока, Десна, Дон и на левобережье р. Днепра и т. п.)?

Влияние ли это «моды» или каких-то передвижек населения, судить трудно. На территории Карелии уже открыто более 100 стоянок с такой керамикой. Все они похожи на неолитические. Встречаются двухкамерные жилища, объединенные коридором.

Но Заонежье, по существу, так и не стало подлинным металлургическим центром. Ведущую роль по-прежнему играли каменные орудия, техника изготовления которых достигла своего расцвета. Да и вся культура оставалась еще неолитической, генетически связанной с предшествующей фазой ямочно-гребенчатого неолита. Медные орудия и изделия не играли значительной роли.

Заканчивается эпоха петроглифов Карелии в энеолите. Уже в первой половине II тыс. до н. э. петроглифы Онежского озера и в Беломорье оказались под водой. Но великие произведения искусства не умирают. Та же судьба – бессмертие – выпала и на долю петроглифов Карелии. Их роль для последующего развития творческой деятельности в крае огромна. Известно, что духовный опыт, идеологические представления даже отдаленных от нас поколений, в отличие от материальной культуры, не исчезали, а наслаивались друг на друга, оставаясь строительным материалом для все новых и новых ее форм и проявлений. Эти переходы и напластования не всегда удаётся четко проследить, но что связь времен в памятниках искусства имеется – сомнения нет.


просмотров: 3065
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*

Save Up to 40% Off Budget-Friendly Used Tires at BestUsedTires.com!

Start: 03 Oct 2017 | End: 30 Apr 2018

Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Подставка под горячее Sima-land "Болонка. Шар. Счастья в новом году!", 9 х 9 см
Подставка под горячее Sima-land "Болонка. Шар. Счастья в новом году!", 9 х 9 см
Подставка под горячее Sima-land "Болонка. Шар. Счастья в новом году!" поможет сохранить мебель в доме от соприкосновения с горячей посудой. Она изготовлена из природного материала - березы с нанесением цветной печати, которая не выгорает на солнце и не боится влаги.
Фанерное изделие не трескается и не теряет форму, а также является самой неблагоприятной средой для микробов.
Кухонный атрибут станет прекрасным дополнением интерьера, внесет изюминку и добавит уюта....

Цена:
62 руб

Тарелка обеденная Luminarc "Minelly Green", 25 см
Тарелка обеденная Luminarc "Minelly Green", 25 см
Обеденная тарелка Luminarc "Minelly Green", изготовленная из высококачественного стекла, имеет изысканный внешний вид. Яркий дизайн придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает утонченность.
Тарелка Luminarc "Minelly Green"...

Цена:
215 руб

Кружка Azulejo Espanol "Merry Santa", 300 мл
Кружка Azulejo Espanol "Merry Santa", 300 мл
Кружка Azulejo Espanol "Merry Santa" изготовлена из качественной глазурованной керамики. Внешние стенки изделия декорированы красивыми новогодними рисунками. Такая кружка согреет вас горячим напитком и станет неизменным атрибутом чаепития.

Не...

Цена:
236 руб

Салатник Giaretti "Fiesta", с крышкой, цвет: оливковый, 1,7 л
Салатник Giaretti "Fiesta", с крышкой, цвет: оливковый, 1,7 л
Пластиковый салатник Giaretti "Fiesta" предназначен не только для подачи, но и для хранения салатов. Удобная крышка помогает сохранять свежесть продуктов, а сам салатник достаточно легок для транспортировки! Он создан из абсолютно безопасных пищевых...

Цена:
90 руб

Кружка "Музыкальные инструменты". 95469
Кружка "Музыкальные инструменты". 95469
Цена:
499 руб

Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: желтый, 4 л
Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: желтый, 4 л
Многофункциональный салатник Plastic Centre "Galaxy" с крышкой прекрасно подходит как для приготовления, так и для подачи различных блюд на стол. Лаконичный дизайн впишется в любую обстановку кухни. Крышка сохранит свежесть приготовленных...

Цена:
169 руб

Тарелка суповая Luminarc "Ocean Eclipse", диаметр 20,5 см
Тарелка суповая Luminarc "Ocean Eclipse", диаметр 20,5 см
Суповая тарелка Luminarc "Ocean Eclipse" выполнена из ударопрочного стекла и оформлена рельефом. Изделие сочетает в себе изысканный дизайн с максимальной функциональностью. Тарелка прекрасно впишется в интерьер вашей кухни и станет достойным...

Цена:
106 руб

Кружка PrioritY "Йоркширский терьер", 420 мл
Кружка PrioritY "Йоркширский терьер", 420 мл
Кружка PrioritY "Йоркширский терьер" в подарочной коробке .
Для пищевого использования.
Выполнена на сертифицированном китайском костяном фарфоре.
Можно мыть в посудомоечной машине и использовать в СВЧ....

Цена:
429 руб

Кружка "Shenzhen Xin Tianli", 370 мл
Кружка "Shenzhen Xin Tianli", 370 мл
Кружка "Shenzhen Xin Tianli" выполнена из высококачественной керамики и имеет спокойный классический дизайн. Это изделие экологически безопасно.
Кружка "Shenzhen Xin Tianli" станет замечательным сувениром к любому случаю. Диаметр кружки по...

Цена:
97 руб

Тарелка десертная Luminarc "Feston", диаметр 19 см
Тарелка десертная Luminarc "Feston", диаметр 19 см
Десертная тарелка Luminarc "Feston", изготовленная из высококачественного стекла, имеет изысканный внешний вид.
Такая тарелка прекрасно подходит как для торжественных случаев, так и для повседневного использования.
Идеальна для подачи...

Цена:
79 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика