Керамика, Гончарное ремесло
Ямочно-гребенчатая керамика России

Ямочно-гребенчатая керамика России

Бытование этой культуры относится к последней четверти V – середине III тыс. до н.э. Число памятников этой культуры исчисляется сотнями, на десятках из них проводились раскопки, давшие огромный керамический материал. Наиболее широко на керамике этой культуры были распространены ямочный и несколько меньше гребенчатый орнаменты, реже на поверхности сосудов встречаются участки без орнамента и еще реже – лунчатый, гладкий и другие элементы. Значительно преобладали простые мотивы орнамента из повторяющихся элементов. Реже гончары этой культуры использовали для декорирования сосудов сложные мотивы из элементов и узоров орнамента. Они исключительно разнообразны – зафиксировано свыше 50 вариантов.

Среди сложных объединяющихся наиболее часто использовался мотив из двух разных гребенчатых узоров, а среди пересекающихся – мотив из ямочного и гребенчатого элементов орнамента. Примерно 1/5 часть ямочно-гребенчатых сосудов имела орнамент на внутренней поверхности, более чем в половине случаев орнамент наносился на торце венчика и верхнем крае внешней поверхности. На керамике этой культуры выделены 35 вариантов простых и 109 вариантов сложных орнаментальных образов. Последние использовались редко и отмечены примерно на 10% сосудов. Среди простых тройных образов преобладали симметричные, а среди сложных – асимметричные. Несмотря на внешнее единство орнаментальных традиций, такое разнообразие образов указывает на значительные индивидуальные особенности орнамента на разных поселениях, связанные с проявлением творчества конкретных гончаров. Композиции. На ямочно-гребенчатых сосудах композиции обладают ярко выраженной ритмичностью. Они обычно начинались либо с гребенчатого мотива, либо с зоны без орнамента по верхнему краю венчика. Далее ямочные мотивы чередовались с гребенчатыми. Днища сосудов часто украшалась ямочными и реже гребенчатыми вдавлениями.

В истории носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой Центра Русской равнины выделено 9 периодов развития. Первые четыре периода характеризуют начальный этап распространения культуры, пятый период отражает время бытования носителей этой культуры на всей исследуемой территории, а последние четыре периода – заключительный этап развития культуры. Наиболее ранние поселения отмечены в Центральном районе и бассейне Нижней Оки. Позднее носители этой культуры покидают бассейн Нижней Оки и достаточно равномерно заселяют остальную часть Центра Русской равнины. На заключительном этапе они сосредотачиваются преимущественно в Восточном, Центральном и Северном районах исследуемого региона.

В I период массово использовались три элемента орнамента: гребенчатый, накольчатый и ямочный. Во II период картина резко меняется: господствующим становится ямочный орнамент и на сосудах достаточно часто начинают встречаться неорнаментированные участки. В III периоде уменьшается доля ямочного орнамента, дальнейшее распространение получают сосуды с частично декорированной поверхностью, достаточно часто применяются гребенчатый и лунчатый элементы орнамента. В IV периоде ямочный орнамент продолжает оставаться преобладающим, а гребенчатый и участки без орнамента распространены примерно одинаково. В V-VIII периодах ямочный орнамент по-прежнему доминирует, а на втором месте стоит использование гребенчатых отпечатков. В IX периоде ямочный орнамент становится абсолютно доминирующим. После III периода доля лунчатого элемента орнамента на керамике сокращается, и он вновь получает распространение только в VII-IX периодах развития культуры.

Общая тенденция состоит в возрастании во времени доли ямочного орнамента. Доля гребенчатого орнамента, высокая в период сосуществования данной культуры с верхневолжской, резко сокращается во II период, затем начинает возрастать до VI периода и вновь постепенно сокращается к концу бытования культуры. Лунчатый орнамент получает устойчивое распространение в последние три периода (VII-IX) бытования культуры. Во время, охватываемое II, III и IV периодами, значительное распространение получает сохранение неорнаментированных участков на поверхности сосудов, а в более поздние периоды роль этой традиции неуклонно уменьшается. Распространение во времени простых мотивов орнамента почти целиком повторяет распространение самих элементов, а разнообразные сложные мотивы орнамента получают наиболее широкое распространение только в V период развития культуры (зафиксировано 46 вариантов). Среди объединяющихся мотивов наиболее широко использовался мотив из двух чередующихся гребенчатых и двух ямочных узоров, а среди пересекающихся мотивов наиболее массовым был только мотив из ямочного и гребенчатого элементов орнамента.

Мотивы орнамента неодинаково представлены на разных видах поверхности глиняных сосудов. В частности, традиция наносить орнамента на внутренней поверхности была распространена в IV, V и IX периодах. Хотя торец венчика во все периоды развития культуры обычно покрывался орнаментом, но наиболее широко эта традиция использовалась в III, V, VII и IX периодах. Верхний край внешней поверхности достаточно редко украшался только во II и, вероятно, в I периоды развития культуры. На ямочно-гребенчатой керамике выявлено 18 вариантов простых двойных орнаментальных образов, среди которых в I период массовыми были образы из гребенчатого и накольчатого и реже из ямочного и накольчатого мотивов. Образ, состоящий из ямочного и гребенчатого мотивов, наиболее широкое распространение получает с IV по VIII периоды, образ из ямочного и лунчатого мотивов – во II-III и VII-IX периоды, образ из ямочного мотива и зоны без орнамента – во II-IV периоды, причем его доля во времени сокращается. Значительно более разнообразны были сложные образы орнамента, их зафиксировано свыше 70 вариантов. Особенно широкое распространение они получают в IV и V периоды развития культуры.

Доля сложных орнаментальных образов наиболее значительна только в I период развития культуры, когда они даже преобладают над простыми образами. Позднее на всем протяжении истории данной культуры простые образы значительно преобладают над сложными. Незначительное увеличение доли сложных образов происходит в IV-VI периоды. Сложные образы из объединяющихся мотивов получают преимущественное распространение в III, VI и IX периоды, а образы из пересекающихся мотивов в I, IV-V и VIII периоды. Симметричные орнаментальные образы во все периоды значительно преобладают над асимметричными, которые получают относительно широкое распространение только в III и VII периоды. Из-за большой фрагментированности керамического материала анализ композиций орнамента на ямочно-гребенчатой керамике разных периодов характеризуется неодинаковой полнотой. Так, для I и II периодов данных совсем немного. Композиции орнамента на посуде III периода обычно начинаются c зоны без орнамента, идущей по верхнему краю сосуда.

Ямочный мотив преобладает, чередуясь в композиции с гребенчатыми и реже с лунчатым мотивами. В IV периоде композиция часто также начинается с зоны без орнамента и реже с гребенчатого мотива. Ямочный мотив, как правило, чередуется с гребенчатым, а лунчатый мотив обычно наносился либо в самой верхней, либо в придонной части композиции, где иногда могли сохраняться и зоны без орнамента. В V период в структуре композиций происходят небольшие изменения. Одинаково часто композиция может начинаться с зоны без орнамента или с гребенчатого мотива. Здесь наблюдается очень строгое чередование в композиции ямочных и гребенчатых мотивов. Остальные мотивы использовались реже и не имели устойчивого положения в композиции орнамента. Очень близкая картина наблюдается на керамике следующего, VI периода. На сосудах VII периода композиция в равной мере может начинаться с неорнаментированной зоны или с ямочного мотива. Если край сосуда не украшен орнаментом, то далее чаще всего наносится ямочный мотив, который затем чередуется с гребенчатым или лунчатым мотивами. В этот период сильно нарушается ритмичность композиции, характерная для предшествующих периодов. Композиция орнамента на сосудах VIII периода чаще начинается с зоны без орнамента или гребенчатого мотива.

Далее ямочный мотив более или менее регулярно чередуется с мотивами из других элементов орнамента. О посуде IX периода данных немного. Можно только отметить, что композиция чаще начинается с неорнаментированной зоны или с мотива из веревочных отпечатков, которые раньше встречались очень редко. Далее обычно следует ямочный мотив, а о последующей структуре композиции судить пока сложно. Таким образом, композиция на ямочно-гребенчатых сосудах характеризовалась в большинстве периодов строгой ритмичностью, которая иногда нарушалась в результате контактов с другими группами неолитического населения. Локальные особенности орнамента. Элементы. Ямочный орнамент был доминирующим на всей территории распространения данной культуры, но особенно широко он использовался гончарами Восточного района. На втором месте по степени массовости была традиция нанесения на сосудах гребенчатого орнамента, которая, однако, ни в одном из районов не была заметно доминирующей. Сосуды с частично декорированной поверхностью чаще других использовались на Нижней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Северном районах. Лунчатый элемент орнамента чаще всего применялся гончарами бассейна Нижней Оки, а гладкий – гончарами бассейна Средней Оки.

Локальные особенности простых мотивов близки к особенностям распространения элементов орнамента. Сложные объединяющиеся и пересекающиеся мотивы неодинаково использовались гончарами разных районов. Наиболее разнообразны они были в Центральном и Северном районах (23 и 27 вариантов), а реже всего использовались в Московско-Клязьминском междуречье и Восточном районе (12 и 13 вариантов). Локальные различия в орнаментальных традициях проявились и в степени декорированности разных видов поверхности глиняных сосудов. Так, орнамент на внутренней поверхности сосудов чаще всего наносили гончары Нижней и Средней Оки и Московско-Клязьминского междуречья и значительно реже гончары Восточного, Центрального и Северного районов. Торец венчика очень часто украшался гончарами всех районов, кроме Восточного. Внешний край сосудов практически всегда покрывался орнаментом гончарами Средней Оки и Северного района, реже это делалось в Московско-Клязьминском междуречье и на Нижней Оке и еще реже в Восточном и Центральном районах.

Двойные образы орнамента представлены 24 вариантами, которые были наиболее разнообразны у гончаров Нижней Оки, Центрального и Северного районов. Исключительным разнообразием на ямочно-гребенчатых сосудах характеризуются сложные двойные образы, их выявлено более 100, и они отражают индивидуальные особенности традиций декорирования посуды, бытовавшие у гончаров данной культуры на разных поселениях и в разное время. Здесь также во всех районах простые образы значительно преобладают над сложными. Среди последних во всех районах (особенно в Восточном) преимущественно использовались орнаментальные образы, состоящие из пересекающихся мотивов, и только в Центральном районе преобладали образы из объединяющихся мотивов. Простые симметричные образы орнамента преобладали над асимметричными на всей территории распространения культуры. Сложные симметричные образы из объединяющихся мотивов доминировали на Нижней Оке, сложные асимметричные были больше распространены на Средней Оке, в Восточном и Северном районах, а в остальных районах те и другие использовались примерно одинаково. Напротив, сложные симметричные образы из пересекающихся мотивов широко применяли только гончары Северного района, а во всех других районах преобладали асимметричные образы этого вида.

Композиции. На Нижней Оке композиции сосудов, как правило, начинались с зоны без орнамента, шедшей по внешнему краю венчика, и реже с ямочного или других мотивов. Далее ямочный мотив чаще всего чередовался с мотивом из гребенчатых отпечатков. На Средней Оке композиции на сосудах, напротив, начинались с гребенчатого мотива. Далее следовал ямочный мотив, который здесь строго чередовался с гребенчатым. В Московско-Клязьминском междуречье композиции на сосудах чаще всего начинались с гребенчатого мотива и реже – с неорнаментированной зоны, а далее шло очень четкое чередование ямочного и гребенчатого мотивов. В Восточном, Центральном и Северном районах композиции орнамента чаще начинались с зоны без орнамента или с гребенчатого мотива, а далее шло более или менее строгое чередование ямочного и гребенчатого мотивов. В этих районах гончары часто наносили мотивы из отпечатков лунчатого штампа в нижней части композиции сосудов.

Таким образом, следует подчеркнуть, что орнаментальные традиции носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой при их внешнем единообразии имели конкретные хронологические и локальные различия, которые отражали сложные процессы главным образом внутреннего этнокультурного развития этого населения


просмотров: 4046
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салфетка сервировочная Marmiton "Кубики", 42 х 28 см
Салфетка сервировочная Marmiton "Кубики", 42 х 28 см
Салфетка "Marmiton" предназначена для сервирования стола и украшения интерьера. Она изготовлена из полипропилена высокой плотности. Такие изделия легко моются и удобны в хранении, имеют стильный и красивый дизайн....

Цена:
57 руб

Кружка Elan Gallery "Совы - снежные герои", 390 мл
Кружка Elan Gallery "Совы - снежные герои", 390 мл
Яркая необычная керамическая кружка "Elan Gallery" имеет широкую горловину и удобную ручку для повседневного использования. Не оставит равнодушным ни одного из ваших гостей и станет прекрасным выбором для подарка.
Изделие имеет подарочную упаковку с...

Цена:
380 руб

Салатник Walmer "Pepper", цвет: желтый, 20 x 21 х 4 см
Салатник Walmer "Pepper", цвет: желтый, 20 x 21 х 4 см
Салатник Walmer "Yellow Pepper" в виде перца изготовлен из стекла. Интересная подача в таком необычном салатнике порадует детей и ваших гостей....

Цена:
329 руб

Горючее для фондю Carl Warrlich "Evergreen", 3 х 100 мл
Горючее для фондю Carl Warrlich "Evergreen", 3 х 100 мл
Горючее для фондю Carl Warrlich "Evergreen" - очень удобное средство и является источником тепла для приготовления фондю. Также заменяет средство для розжига для мангалов, грилей. Гель безопасен, не токсичен, горит без запаха и гари, безвреден...

Цена:
649 руб

Шубница Elan Gallery "Синий павлин", 900 мл
Шубница Elan Gallery "Синий павлин", 900 мл
Шубница Elan Gallery "Синий павлин", выполненная из высококачественной керамики, идеальное блюдо для сервировки традиционного салата "Сельдь под шубой" или любого другого слоеного салата. Компактное, аккуратное блюдо с ручками для удобства...

Цена:
1379 руб

Менажница Elan Gallery "Айсберг", на подставке, 4 секции
Менажница Elan Gallery "Айсберг", на подставке, 4 секции
Менажница Elan Gallery "Айсберг", изготовленная из высококачественной керамики, установлена на вращающуюся подставку из дерева. Менажница состоит их 4 съемных секций, предназначенных для подачи сразу нескольких видов закусок, нарезок, соусов и...

Цена:
1850 руб

Пики для канапе Paterra "Шпаги", 30 шт
Пики для канапе Paterra "Шпаги", 30 шт
Набор Paterra "Шпаги", изготовленный из полистирола, состоит из 30 пиков для канапе.
Канапе созданы для утоления легкого голода на фуршетах. А еще эти крохотные бутерброды могут стать украшением всего торжества. Конечно, если и сами они...

Цена:
47 руб

Чайная пара Azulejo Espanol Ceramica "Dancing Lady", 2 предмета
Чайная пара Azulejo Espanol Ceramica "Dancing Lady", 2 предмета
Чайная пара Azulejo Espanol Ceramica "Dancing Lady" состоит из чашки и блюдца, изготовленных из высококачественной керамики. Изделия оформлены в классическом стиле и имеют изысканный внешний вид.
Такой набор прекрасно дополнит сервировку...

Цена:
489 руб

Кружка-гигант Gift'n'Home "Marrakesh", 700 мл
Кружка-гигант Gift'n'Home "Marrakesh", 700 мл
Кружка-гигант Gift'n'Home "Marrakesh" выполнена из костяного фарфора. Она является представителем редкой серии гигантских подарочных кружек, выпускаемых ограниченным тиражом, которые, помимо своего основного назначения, прекрасно подходят для...

Цена:
684 руб

Салфетка сервировочная Marmiton "Геометрия", цвет: капучино, 30 х 45 см
Салфетка сервировочная Marmiton "Геометрия", цвет: капучино, 30 х 45 см
Салфетка "Marmiton" предназначена для сервирования стола и украшение интерьера. Салфетка выполнена из ПВХ.
Такие изделия легко моются и удобны в хранении, имеют стильный и красивый дизайн. Изготовлены из современного, высокотехнологичного материала, обладающего рядом уникальных свойств: высокая прочность, эластичность, большая износостойкость, высокая термостойкость и устойчивость к ультрафиолетовым лучам.
Меры предосторожности: температурный режим использования до 90 "С. Не подвергать прямому воздействию огня!...

Цена:
112 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика