Керамика, Гончарное ремесло
Ямочно-гребенчатая керамика России

Ямочно-гребенчатая керамика России

Бытование этой культуры относится к последней четверти V – середине III тыс. до н.э. Число памятников этой культуры исчисляется сотнями, на десятках из них проводились раскопки, давшие огромный керамический материал. Наиболее широко на керамике этой культуры были распространены ямочный и несколько меньше гребенчатый орнаменты, реже на поверхности сосудов встречаются участки без орнамента и еще реже – лунчатый, гладкий и другие элементы. Значительно преобладали простые мотивы орнамента из повторяющихся элементов. Реже гончары этой культуры использовали для декорирования сосудов сложные мотивы из элементов и узоров орнамента. Они исключительно разнообразны – зафиксировано свыше 50 вариантов.

Среди сложных объединяющихся наиболее часто использовался мотив из двух разных гребенчатых узоров, а среди пересекающихся – мотив из ямочного и гребенчатого элементов орнамента. Примерно 1/5 часть ямочно-гребенчатых сосудов имела орнамент на внутренней поверхности, более чем в половине случаев орнамент наносился на торце венчика и верхнем крае внешней поверхности. На керамике этой культуры выделены 35 вариантов простых и 109 вариантов сложных орнаментальных образов. Последние использовались редко и отмечены примерно на 10% сосудов. Среди простых тройных образов преобладали симметричные, а среди сложных – асимметричные. Несмотря на внешнее единство орнаментальных традиций, такое разнообразие образов указывает на значительные индивидуальные особенности орнамента на разных поселениях, связанные с проявлением творчества конкретных гончаров. Композиции. На ямочно-гребенчатых сосудах композиции обладают ярко выраженной ритмичностью. Они обычно начинались либо с гребенчатого мотива, либо с зоны без орнамента по верхнему краю венчика. Далее ямочные мотивы чередовались с гребенчатыми. Днища сосудов часто украшалась ямочными и реже гребенчатыми вдавлениями.

В истории носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой Центра Русской равнины выделено 9 периодов развития. Первые четыре периода характеризуют начальный этап распространения культуры, пятый период отражает время бытования носителей этой культуры на всей исследуемой территории, а последние четыре периода – заключительный этап развития культуры. Наиболее ранние поселения отмечены в Центральном районе и бассейне Нижней Оки. Позднее носители этой культуры покидают бассейн Нижней Оки и достаточно равномерно заселяют остальную часть Центра Русской равнины. На заключительном этапе они сосредотачиваются преимущественно в Восточном, Центральном и Северном районах исследуемого региона.

В I период массово использовались три элемента орнамента: гребенчатый, накольчатый и ямочный. Во II период картина резко меняется: господствующим становится ямочный орнамент и на сосудах достаточно часто начинают встречаться неорнаментированные участки. В III периоде уменьшается доля ямочного орнамента, дальнейшее распространение получают сосуды с частично декорированной поверхностью, достаточно часто применяются гребенчатый и лунчатый элементы орнамента. В IV периоде ямочный орнамент продолжает оставаться преобладающим, а гребенчатый и участки без орнамента распространены примерно одинаково. В V-VIII периодах ямочный орнамент по-прежнему доминирует, а на втором месте стоит использование гребенчатых отпечатков. В IX периоде ямочный орнамент становится абсолютно доминирующим. После III периода доля лунчатого элемента орнамента на керамике сокращается, и он вновь получает распространение только в VII-IX периодах развития культуры.

Общая тенденция состоит в возрастании во времени доли ямочного орнамента. Доля гребенчатого орнамента, высокая в период сосуществования данной культуры с верхневолжской, резко сокращается во II период, затем начинает возрастать до VI периода и вновь постепенно сокращается к концу бытования культуры. Лунчатый орнамент получает устойчивое распространение в последние три периода (VII-IX) бытования культуры. Во время, охватываемое II, III и IV периодами, значительное распространение получает сохранение неорнаментированных участков на поверхности сосудов, а в более поздние периоды роль этой традиции неуклонно уменьшается. Распространение во времени простых мотивов орнамента почти целиком повторяет распространение самих элементов, а разнообразные сложные мотивы орнамента получают наиболее широкое распространение только в V период развития культуры (зафиксировано 46 вариантов). Среди объединяющихся мотивов наиболее широко использовался мотив из двух чередующихся гребенчатых и двух ямочных узоров, а среди пересекающихся мотивов наиболее массовым был только мотив из ямочного и гребенчатого элементов орнамента.

Мотивы орнамента неодинаково представлены на разных видах поверхности глиняных сосудов. В частности, традиция наносить орнамента на внутренней поверхности была распространена в IV, V и IX периодах. Хотя торец венчика во все периоды развития культуры обычно покрывался орнаментом, но наиболее широко эта традиция использовалась в III, V, VII и IX периодах. Верхний край внешней поверхности достаточно редко украшался только во II и, вероятно, в I периоды развития культуры. На ямочно-гребенчатой керамике выявлено 18 вариантов простых двойных орнаментальных образов, среди которых в I период массовыми были образы из гребенчатого и накольчатого и реже из ямочного и накольчатого мотивов. Образ, состоящий из ямочного и гребенчатого мотивов, наиболее широкое распространение получает с IV по VIII периоды, образ из ямочного и лунчатого мотивов – во II-III и VII-IX периоды, образ из ямочного мотива и зоны без орнамента – во II-IV периоды, причем его доля во времени сокращается. Значительно более разнообразны были сложные образы орнамента, их зафиксировано свыше 70 вариантов. Особенно широкое распространение они получают в IV и V периоды развития культуры.

Доля сложных орнаментальных образов наиболее значительна только в I период развития культуры, когда они даже преобладают над простыми образами. Позднее на всем протяжении истории данной культуры простые образы значительно преобладают над сложными. Незначительное увеличение доли сложных образов происходит в IV-VI периоды. Сложные образы из объединяющихся мотивов получают преимущественное распространение в III, VI и IX периоды, а образы из пересекающихся мотивов в I, IV-V и VIII периоды. Симметричные орнаментальные образы во все периоды значительно преобладают над асимметричными, которые получают относительно широкое распространение только в III и VII периоды. Из-за большой фрагментированности керамического материала анализ композиций орнамента на ямочно-гребенчатой керамике разных периодов характеризуется неодинаковой полнотой. Так, для I и II периодов данных совсем немного. Композиции орнамента на посуде III периода обычно начинаются c зоны без орнамента, идущей по верхнему краю сосуда.

Ямочный мотив преобладает, чередуясь в композиции с гребенчатыми и реже с лунчатым мотивами. В IV периоде композиция часто также начинается с зоны без орнамента и реже с гребенчатого мотива. Ямочный мотив, как правило, чередуется с гребенчатым, а лунчатый мотив обычно наносился либо в самой верхней, либо в придонной части композиции, где иногда могли сохраняться и зоны без орнамента. В V период в структуре композиций происходят небольшие изменения. Одинаково часто композиция может начинаться с зоны без орнамента или с гребенчатого мотива. Здесь наблюдается очень строгое чередование в композиции ямочных и гребенчатых мотивов. Остальные мотивы использовались реже и не имели устойчивого положения в композиции орнамента. Очень близкая картина наблюдается на керамике следующего, VI периода. На сосудах VII периода композиция в равной мере может начинаться с неорнаментированной зоны или с ямочного мотива. Если край сосуда не украшен орнаментом, то далее чаще всего наносится ямочный мотив, который затем чередуется с гребенчатым или лунчатым мотивами. В этот период сильно нарушается ритмичность композиции, характерная для предшествующих периодов. Композиция орнамента на сосудах VIII периода чаще начинается с зоны без орнамента или гребенчатого мотива.

Далее ямочный мотив более или менее регулярно чередуется с мотивами из других элементов орнамента. О посуде IX периода данных немного. Можно только отметить, что композиция чаще начинается с неорнаментированной зоны или с мотива из веревочных отпечатков, которые раньше встречались очень редко. Далее обычно следует ямочный мотив, а о последующей структуре композиции судить пока сложно. Таким образом, композиция на ямочно-гребенчатых сосудах характеризовалась в большинстве периодов строгой ритмичностью, которая иногда нарушалась в результате контактов с другими группами неолитического населения. Локальные особенности орнамента. Элементы. Ямочный орнамент был доминирующим на всей территории распространения данной культуры, но особенно широко он использовался гончарами Восточного района. На втором месте по степени массовости была традиция нанесения на сосудах гребенчатого орнамента, которая, однако, ни в одном из районов не была заметно доминирующей. Сосуды с частично декорированной поверхностью чаще других использовались на Нижней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Северном районах. Лунчатый элемент орнамента чаще всего применялся гончарами бассейна Нижней Оки, а гладкий – гончарами бассейна Средней Оки.

Локальные особенности простых мотивов близки к особенностям распространения элементов орнамента. Сложные объединяющиеся и пересекающиеся мотивы неодинаково использовались гончарами разных районов. Наиболее разнообразны они были в Центральном и Северном районах (23 и 27 вариантов), а реже всего использовались в Московско-Клязьминском междуречье и Восточном районе (12 и 13 вариантов). Локальные различия в орнаментальных традициях проявились и в степени декорированности разных видов поверхности глиняных сосудов. Так, орнамент на внутренней поверхности сосудов чаще всего наносили гончары Нижней и Средней Оки и Московско-Клязьминского междуречья и значительно реже гончары Восточного, Центрального и Северного районов. Торец венчика очень часто украшался гончарами всех районов, кроме Восточного. Внешний край сосудов практически всегда покрывался орнаментом гончарами Средней Оки и Северного района, реже это делалось в Московско-Клязьминском междуречье и на Нижней Оке и еще реже в Восточном и Центральном районах.

Двойные образы орнамента представлены 24 вариантами, которые были наиболее разнообразны у гончаров Нижней Оки, Центрального и Северного районов. Исключительным разнообразием на ямочно-гребенчатых сосудах характеризуются сложные двойные образы, их выявлено более 100, и они отражают индивидуальные особенности традиций декорирования посуды, бытовавшие у гончаров данной культуры на разных поселениях и в разное время. Здесь также во всех районах простые образы значительно преобладают над сложными. Среди последних во всех районах (особенно в Восточном) преимущественно использовались орнаментальные образы, состоящие из пересекающихся мотивов, и только в Центральном районе преобладали образы из объединяющихся мотивов. Простые симметричные образы орнамента преобладали над асимметричными на всей территории распространения культуры. Сложные симметричные образы из объединяющихся мотивов доминировали на Нижней Оке, сложные асимметричные были больше распространены на Средней Оке, в Восточном и Северном районах, а в остальных районах те и другие использовались примерно одинаково. Напротив, сложные симметричные образы из пересекающихся мотивов широко применяли только гончары Северного района, а во всех других районах преобладали асимметричные образы этого вида.

Композиции. На Нижней Оке композиции сосудов, как правило, начинались с зоны без орнамента, шедшей по внешнему краю венчика, и реже с ямочного или других мотивов. Далее ямочный мотив чаще всего чередовался с мотивом из гребенчатых отпечатков. На Средней Оке композиции на сосудах, напротив, начинались с гребенчатого мотива. Далее следовал ямочный мотив, который здесь строго чередовался с гребенчатым. В Московско-Клязьминском междуречье композиции на сосудах чаще всего начинались с гребенчатого мотива и реже – с неорнаментированной зоны, а далее шло очень четкое чередование ямочного и гребенчатого мотивов. В Восточном, Центральном и Северном районах композиции орнамента чаще начинались с зоны без орнамента или с гребенчатого мотива, а далее шло более или менее строгое чередование ямочного и гребенчатого мотивов. В этих районах гончары часто наносили мотивы из отпечатков лунчатого штампа в нижней части композиции сосудов.

Таким образом, следует подчеркнуть, что орнаментальные традиции носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой при их внешнем единообразии имели конкретные хронологические и локальные различия, которые отражали сложные процессы главным образом внутреннего этнокультурного развития этого населения


просмотров: 5659
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Revolve Jewelry
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Столик сервировочный Travola, складной. BB3013
Столик сервировочный Travola, складной. BB3013
Бамбуковый сервировочный столик-поднос. Удобство хранения и переноски. Удобно есть, читать, работать в кровати. Складные ножки помогают экономить место.
Размер столешницы: 48 x 34 x 8 см....

Цена:
1250 руб

Банка для меда и сиропа "SinoGlass", с ложкой, 110 мл
Банка для меда и сиропа "SinoGlass", с ложкой, 110 мл
Банка для меда и сиропа "SinoGlass" выполнена из прочного стекла и снабжена специальной крышкой, которая плотно устанавливается благодаря силиконовой прослойке. Крышка имеет специальную ложку-веретено, которая очень удобна для порциона меда или сиропа. Благодаря уникальной форме мед не растекается, и ваш стол всегда будет чистым.
Такая банка станет практичным приобретением для кухни, а благодаря качеству исполнения прослужит вам долгие годы.

Диаметр банки: 6 см.
Высота банки: 8 см....

Цена:
190 руб

Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
Кружка выполнена из термостойкого боросиликатного стекла. Термокружки с двойными стенками прекрасно сохраняют температуру напитков - как горячих, так и холодных.
В обычной кружке напиток остывает за 7-10 минут, в термокружке он будет горячим гораздо дольше.
Также подобная посуда хороша для прохладительных напитков со льдом, он в ней долго не тает и вы будете наслаждаться чистым вкусом напитка, не разбавленным.
Кружка сохраняет температуру напитков благодаря двойным стенкам и прослойке воздуха между ними.
Ручка кружки не нагревается.

Объем кружки: 350 мл.
Высота кружки: 10,5 см.
Диаметр кружки: 9 см....

Цена:
859 руб

Набор салатников Giaretti "Fiesta", с крышками, цвет: оливковый, 0,6 л, 3 шт
Набор салатников Giaretti "Fiesta", с крышками, цвет: оливковый, 0,6 л, 3 шт
Серия салатников "Fiesta" – новая итальянская новинка от Giaretti. Они выгодно подчеркнут преимущества ваших блюд. Салатники объемом 0,6 л удобно помещаются друг в друга, что позволяет практично использовать пространство для хранения. Идеально подходят для подачи салатов порционно, индивидуально каждому гостю....

Цена:
139 руб

Кружка Luminarc "Нордик", цвет: прозрачный, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик", цвет: прозрачный, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик" изготовлена из упрочненного стекла. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Можно использовать в посудомоечной машине и микроволновой печи.

Объем кружки: 380 мл.
Диаметр кружки (по верхнему краю): 8 см.
Высота стенки кружки: 9,5 см....

Цена:
179 руб

Чайная пара "Ahmad Tea", цвет: темно-зеленый, белый, 2 предмета
Чайная пара "Ahmad Tea", цвет: темно-зеленый, белый, 2 предмета
Чайная пара "Ahmad Tea" состоит из чашки и блюдца, изготовленных из экологически чистой глазурованной керамики.
Керамика - исключительно термостойкий, экологически чистый материал, сохраняющий все натуральные свойства воды и ее природный вкус, обладающий низкой теплопроводностью - напиток дольше остается горячим.
Аристократичные чашки "Ahmad Tea" известны тем, что из них пьют чай знатоки клуба "Что? Где? Когда?".
Чайная пара "Ahmad Tea" станет отличным подарком для любителей чая. Дизайн изделий, несомненно, придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает современный стиль.
Изделия можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволной печи.

Объем чашки: 200 мл.
Высота чашки: 7,5 см.
Диаметр (по верхнему краю): 8,5 см.
Диаметр блюдца: 15 см.
Высота блюдца: 2 см....

Цена:
159 руб

Набор кружек "Loraine", на подставке, 350 мл, 6 шт. 23138
Набор кружек "Loraine", на подставке, 350 мл, 6 шт. 23138
Набор "Loraine" включает в себя 6 кружек, выполненных из высококачественной керамики. Кружки компактно размещаются на подставке из хромированного металла. Они являются экологически безопасными, так как не содержат кадмия и свинца.
Кружки можно использовать в духовке, микроволновой печи и холодильнике, а также мыть в посудомоечной машине....

Цена:
939 руб

Кружка Luminarc "New Morning White", 320 мл
Кружка Luminarc "New Morning White", 320 мл
Кружка "New Morning White" известной марки Luminarc придется по вкусу любителям практичности и надежности.
Классическая белая кружка подчеркнет цвет и вкус любимого напитка и сделает утро по-настоящему добрым.
Изготовленная из качественного ударопрочного стекла, кружка надолго сохранит безупречную белизну.
Кружку можно мыть в посудомоечной машине и использовать в СВЧ-печи.

Диаметр кружки: 8 см.
Высота кружки: 11 см.
Объем кружки: 320 мл....

Цена:
200 руб

Салатница Oriental way Шафран 25см RDB-10B
Салатница Oriental way Шафран 25см RDB-10B
Оригинальная круглая салатница "Шафран" прекрасно подойдет для вашей кухни. Предназначена для красивой сервировки салатов. Салатница выполнена из высококачественной древесины березы. Изящный дизайн придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает утонченность и изысканность. Характеристики:
  • Материал: дерево.
  • Диаметр: 25 см.
  • Высота стенки: 6 см.
  • Производитель: Тайвань.
  • Артикул: RDB-10B.

    Торговая марка "Oriental way" известна на рынке с 1996 года. Эта марка объединяет товары для кухни, изготовленные из дерева и других материалов. Все товары марки "Oriental way" являются безопасными для здоровья, экологичными, прочными и долговечными в использовании....

Цена:
72 руб

МФК-профит Набор детской посуды Домашние животные 3 предмета
МФК-профит Набор детской посуды Домашние животные 3 предмета
Набор МФК-профит "Домашние животные" 3 предмета: тарелка 19 см, миска 18 см, кружка 240 мл....

Цена:
275 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика