Керамика, Гончарное ремесло
Фарфор России

Керамика России: Потом был фарфор ...


Производство керамических изделий - древнейшая область материальной культуры. Первые признаки гончарного производства обнаружились на территории нынешних центральных районов России еще в эпоху неолита ( 5000 тыс. до н. ). Уже тогда были познаны разнообразные свойства глин и люди овладели рядом специфических приёмов обработки глиняной массы. В 9 веке н. э. наряду с лепным сосудом появляются изделия, сделанные при помощи гончарного круга.

Гончарство становится широко распространенным ремеслом. С начала основания города с 11 - 12 веков получило развитие керамического производства и в Москве. В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового и керамического производства в России. Нередко русский фарфор и керамическая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства.

Россия, как всегда не отставала в шпионской деятельности. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако хитрый китаец видимо всё же чего-то недоговорил, т.к. Курсин так и не смог получить фарфор, хотя производил опыты по его изготовлению. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Первая мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И. Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен.

После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан "в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания "бергмейстера".

Перед Виноградовым встала задача — самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре и керамики, ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала — разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, "порцелиновой фабрике".

Виноградов мог рассчитать и построить печь, изготовить краски для росписи. Он был неплохим художником. Став первым русским теоретиком фарфорового производства, он сделал "Обстоятельное описание чистого порцеллина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому же принадлежащих работ". Вот как записан Виноградовым рецепт фарфора: "Возьми кварца прокаленного 768 частей, глины подготовленной 384 части, алебастра отсеянного 74 части". О глазури он говорил: "…Чтобы она толщиною в два бумажных листочков на посуде пристала…" Кварц был отощителем, алебастр - плавнем, связующей пластичной добавкой - глина, гжельская беложгущуяся и оренбургская.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски "рецепта" фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749 г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно. Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате "прилежного труда" (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы.

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым. На основе развившихся фарфоровых производств, в России повсеместно стали развивиться керамические производственные мануфактуры, которые использовали опыт, сырьё, оборудование и технологии фарфористов. Решив рассказать Вам об истории фарфора, мы явно почувствовали всю сложность и глобальность поставленной задачи. Таких интригующих событий в истории удостаивались лишь истории про алмазы, да, пожалуй, были и небылицы про времена Золотой лихорадки. Но давайте всё по порядку.

Возникшее впервые в Китае, фарфоровое производство было там строго засекречено. Однако фарфор привлекал европейцев и вызывал у них естественное желание разгадать “китайский секрет” и наладить фарфоровое дело у себя в Европе. Представьте себя каким-нибудь европейским монархом (включая сюда весь снобизм, заносчивость, тщеславие и т.д.), и полное отсутствие фарфора в поле видимости, кроме как приобретённый в Китае за немалые денежки. Ну как тут не пустится во все тяжкие, чтобы поиметь вожделенный секрет изготовления? И пустились не задумываясь ( в тяжкие то бишь).

Миссионер, патер Д. Антреколл, посетивший в XVП в. Китай со специальной целью выведать секреты фарфорового производства, сумел добыть лишь самые элементарные сведения, которые никак не могли послужить основой для постановки нового производства. К нашей особой гордости, Россия не отстала и в сей шпионской деятельности - за большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако хитрый китаец что-то скрыл от Курсина, т.к. последний так и не смог получить фарфор, хотя производил опыты по его изготовлению.

Сколько таких примеров скрывается за слоем прошедших лет, мы можем только догадываться. А секрет, думается, всё же стянули. Кто и как неизвестно, но виват древним разведчикам!!! Итак, в начале XVШ века возникает первое производство фарфора в Европе; оно организуется в Саксонии, в замке Альбрехтсбург, близ Мейссена. И надо отдать должное тамошним специалистам за организацию сложнейшей технологии. Ведь мы с Вами понимаем, что секрет секретом, но фарфоровое производство состоит не только в составе фарфоровой массы, но и в самом технологическом процессе, состоящем из многих - простых и сложных - операций. Да и вообще - а был ли секрет?

Теперь вернёмся на Родину. В международной литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства. Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре 1 - большом его ценителе. По заданию Петра 1 русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене. С какими трудностями и перипетиями он там столкнулся пусть подскажет Вам ваша фантазия, но итог оказался плачевный - он потерпел неудачу. Правда остался жив, проказник. Хотя, думается, в Китае такие проделки бы ему с рук не сошли.

Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития. Потерпел неудачу и вроде бы проверенный на Руси способ развития науки и искусства - приглашение иностранных специалистов. Приехал один такой, Гунгер фамилия, думали дело в шляпе. Ан нет! При Елизавете Петровне пять лет впустую ухнул и восвояси уехал. Зачем нанимался спрашивается?

После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался... Внимание! Запомните эту фамилию! Этому человеку должна петь панегирик вся Россия! Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. Чувствуете начальный рывок гения? Из всей Академии в числе трёх избранных!

Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”. Звание сейчас для нас непонятное, но в те времена пользовалось большим авторитетом. По возвращении в Россию звание бергмейстера было утверждено за ним и на родине по указу Правительствующего сената. Перед Виноградовым встала задача - самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала - разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.

Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д. И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”. В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.
Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

Кстати о смерти. Доводили нашего героя тяготы труда и произвол вышестоящих. Лишь немногие историки упоминают о непосильном напряжении и моральной надломленности Виноградова. Ещё более редко упоминается о его пристрастии к пьянству. Но все историки знают имя некоего барона, который был по сути надсмотрщиком над Виноградовым. И нередко стыдливо умалчивают о неприглядных фактах развития русского фарфора. Что демократией там не пахло - это понятно. Но чтобы человека держать под караулом около печи “на время обжигу...чтобы и спал там”, это как? Вы не ослышались, это под штыком держали основателя редкого производства в родной России - матушке. Наверняка за моральные срывы и пьянство, но всё равно обидно. Но это ещё цветочки, кончилось тем, что свой учёный труд Виноградов заканчивал прикованный на цепь в своей комнате. И ведь закончил! Может кому-то и покажутся такие меры хороши для пользы дела, но мы фамилию того барона, который так радел за эту пользу, что практически загнал в могилу в 38 лет гения, упоминать не будем из принципа, в виде наказания. Много у нас таких известных личностей было, и пусть они в общей массе, без фамилий, отрицательными примерами для потомков проходят.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно. И видимо не зря, помнили как сами чуть ли не разведгруппы посылали в Китай и, в последствии, в Саксонию.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц. Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место. В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова, в связи с чем мы испытываем лёгкую грусть...

В конце XVIII - начале XIX в. в России было основано несколько фарфоровых предприятий, среди них - заводы Гарднера в Вербилках (под Москвой), заводы Попова, Батенина - в Петербурге. Особенно бурно фарфоро-фаянсовая промышленность стала развиваться после Отечественной войны с 1817 года. Число фабрик в то время достигло 45. В начале двадцатого столетия самым крупным фабрикантом был М.С. Кузнецов, к которому перешли некоторые из значительных заводов (Гарднера, Ауэрбаха, и др.). Общая производительность фарфора и фаянса на всех Кузнецовских заводах достигала до войны 1914 г. 2/3 производительности всей страны по этим двум отраслям керамического производства.


просмотров: 2937
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Набор чайный "Маслины", 4 предмета 2 чашки, сахарница, подставка
Набор чайный "Маслины", 4 предмета
Набор чайный "Маслины" состоит из двух чашек, сахарницы и подставки. Набор выполнен из доломитовой керамики и декорирован изображением маслин. Оригинальный дизайн, эстетичность и функциональность набора позволят ему стать достойным дополнением к...

Цена:
909 руб

Миска "Padia", глубокая, диаметр 20 см
Миска "Padia", глубокая, диаметр 20 см
Миска "Padia" изготовлена из нержавеющей стали. Удобная посуда прекрасно подойдет для походов и пикников. Прочная, компактная миска легко моется. Отлично подойдет для горячих блюд.

Диаметр миски: 20 см.
Высота миски: 7 см....

Цена:
116 руб

Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: желтый, 550 мл
Салатник Plastic Centre "Galaxy", с крышкой, цвет: желтый, 550 мл
Многофункциональный салатник Plastic Centre "Galaxy" с крышкой прекрасно подходит как для приготовления, так и для подачи различных блюд на стол. Лаконичный дизайн впишется в любую обстановку кухни. Крышка сохранит свежесть приготовленных...

Цена:
58 руб

Кружка Terracotta "Дерево жизни", 300 мл
Кружка Terracotta "Дерево жизни", 300 мл
Кружка Terracotta "Дерево жизни" изготовлена из высококачественной керамики. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Диаметр кружки (по...

Цена:
239 руб

Кружка Esprado "Arista Rose", 350 мл
Кружка Esprado "Arista Rose", 350 мл
Кружка Esprado "Arista Rose", изготовленная из высококачественного твердого фарфора, прекрасно впишется в интерьер вашей кухни и станет достойным дополнением к кухонному инвентарю.
Над созданием дизайна коллекций посуды из твердого фарфора...

Цена:
319 руб

Кружка Luminarc "Нордик", цвет: прозрачный, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик", цвет: прозрачный, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик" изготовлена из упрочненного стекла. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Можно использовать в посудомоечной...

Цена:
299 руб

Пиала "Белье", 330 мл
Пиала "Белье", 330 мл
Пиала "Белье" изготовлена из высококачественного фарфора. Изделие прекрасно подойдет для подачи салата или мороженого. Благодаря изысканному дизайну, такая пиала станет бесспорным украшением праздничного или обеденного стола. Она дополнит...

Цена:
70 руб

Салатник Walmer "Tomato". W22081819
Салатник Walmer "Tomato". W22081819
Салатник Walmer "Tomato" в виде красного томата изготовлен из тонкого, но прочного стекла.
Благодаря инновационной технологии "впечатывания" в стекло, краски не теряют яркость при частом мытье. Краска "впечатана" в стекло с обратной стороны блюда, что...

Цена:
244 руб

Масленка "Rainstahl", 18,8х12,2х7,7 см. 8410RS\BD
Масленка "Rainstahl", 18,8х12,2х7,7 см. 8410RS\BD
Масленка из нержавеющей стали со стальной крышкой. Размер 18,8х12,2х7,7 см....

Цена:
969 руб

Кружка эмалированная Epos "Мятная прохлада", 400 мл
Кружка эмалированная Epos "Мятная прохлада", 400 мл
Кружка Epos "Мятная прохлада" изготовлена из высококачественной стали с эмалированным покрытием. Она оснащена удобной ручкой и оформлена ярким дизайном. Такая кружка не требует особого ухода и ее легко мыть.
Кружка Epos "Мятная прохлада" займет...

Цена:
183 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика