Керамика, Гончарное ремесло
Керамика строительная: История производства керамической плитки

Керамика строительная: История производства керамической плитки


Первые образцы керамической плитки были найдены в Междуречье Тигра и Евфрата. Как отмечают исследователи, первая плитка по размерам напоминала мозаику, которая в третьем и втором тысячелетии до нашей эры использовалась для отделки храмов и дворцов знати. Однако от мозаики ее отличал целостный рисунок, заключенный в пределах одной плитки. По толщине она была сравнима с небольшим кирпичом. На лицевую сторону плитки наносился орнамент в виде узоров треугольной, полукруглой и круглой формы. Многие месопотамские мастера считали, что такой рисунок обозначает гармонию с окружающим миром: треугольник символизировал созвездия, круги и полукруги - солнце, море и горизонт. Современная плитка в восточном стиле унаследовала немало общих с иранской плиткой тенденций в изготовлении орнамента, однако значение большинства символов безвозвратно утеряно.

Вавилон: традиции в изготовлении керамической плитки

Долгое время отделка в вавилонских храмах и дворцах осуществлялась глазурованным кирпичом - прародителем керамической плитки. Толщина глазури на таких кирпичах превышала 10 миллиметров, что делало ее необычайно прочной. Применялась преимущественно бирюзовая и светло-зеленая глазурь, которая наносилась на рисунок. В Вавилоне популярными были рисунки, стилизовавшие растения (особенно лилии), животных, геометрические фигуры. Если в Древней Месопотамии к изображению человека или частей его тела на керамической плитке относились с осторожностью, то в Вавилоне мастера широко применяли плоскую (иконную) технику рисования людей.

Однако керамическая плитка в том виде, в каком ее знаем мы, появилась только в эпоху Ахеменидов - древнеперсидской династии, самым известным представителем которой был Дарий I, наголову разбитый Александром Македонским. В древнеиранских городах Сузе и Персеполе была найдена керамическая плитка размером 15х15 см и толщиной 1 см. С III века до н.э. по VIII века н.э. монополия на изготовление керамической плитки принадлежала древнеиранским государствам.

Испанская школа керамики

Испанская керамическая плитка - это своеобразный эталон качества, на который равняются и с которого берут пример. Испанская керамика вдохновляет авторов коллекций плитки на создание новых образцов керамического искусства. В этом плане испанская керамическая плитка выступает в качестве живительного источника, из которого черпают свои силы производители керамики. Даже известные маэстро керамической плитки - Гауди и Эше - стали мастерами только после долгого и упорного изучения особенностей производства и нанесения рисунка испанской керамической плитки. Сегодня лучшие коллекции испанской керамической плитки - обязательный материал в отделке престижных гостиниц, зданий для представителей органов высшей государственной власти, а также жилых домов и квартир, владельцы которых знают толк тысячелетних традициях в искусстве.

Испания занимает почетное второе место по объемам производства керамической плитки после Китая. Китайская республика с миллиардным населением ежемесячно производит более 10 миллионов тонн керамических отделочных изделий, что более чем в два раза превышает объем плитки, производимой в Испании. Однако качество китайской штампованной плитки оставляет желать лучшего. Испанская керамическая плитка имеет свои традиции производства, которые передавались преимущественно устно от мастера к подмастерью. Уникальные коллекции испанской керамики имеют, как правило, более чем двухтысячелетнюю историю. Но технология ее изготовления не сразу стала доступна ремесленникам и мастерам. Изначально она тщательно записывалась монахами испанских католических орденов и держалась ими в строжайшей тайне.
"Ремесленная" и "аристократическая" испанская плитка

В производстве испанской керамической плитки отмечают два направления: "ремесленное" и "аристократическое". Оба эти названия, разумеется, условны, однако за ними скрываются ключевые особенности производства современной испанской плитки. Так называемое "ремесленное" направление родилось в период Реконкисты - изгнания мавров из Испании. В пустые, полуразрушенные объединенной испанской и французской армией города, первыми въезжали опальные вельможи и беднота - многочисленные испанские и французские беженцы, цыгане и евреи. Они самостоятельно занимались отстройкой города и осваивали строительные технологии и материалы. Производство керамики здесь было налажено экспериментальным путем - так, как это происходило позже в большинстве других стран. "Ремесленная" керамическая плитка не считалась декоративным отделочным материалом - ее чаще всего использовали в отделке сельских церквей, различных городских зданий, колоколен и фонтанов. Ремесленники делились секретами производства со своими учениками, а наиболее успешные из последних создавали первые цехи. Позже цехи разрастались в крупные фабрики, многие из которых активно развиваются и по сей день.

Под "аристократической" испанской плиткой понимается арабская керамика, секреты производства которой были записаны в начале VIII-IX веков католическими монахами. На протяжении столетий - вплоть до революции в XX веке - об этих секретах было известно только фабрикам при католической церкви. Запретной для передачи была информация о технике нанесения рисунка, составе каолиновых глин, используемых в производстве, и даже температуре обжига. С приходом к власти Франциско Франко фабрики при католической церкви получили статус независимых, однако свои секреты они не спешат открывать до сих пор.

Испанская школа керамической плитки чрезвычайно консервативна. Если итальянские мастера на протяжении столетий искали и находили новые решения в области керамики, то испанцы всегда доверяли историческим корням своей керамики. Знаменитый автор технологии нанесения фотографического рисунка на керамическую плитку Морис Эшер однажды заметил: "Классическая испанская плитка вмещает в себя прошлое, настоящее и будущее. Вся остальная плитка обречена на повторение".

Под национальностью в данном случае подразумевается не только страна-изготовитель, но и происхождение технологий производства и нанесения рисунка. Первой начала формироваться испанская национальная школа керамики. Однако современная испанская керамическая плитка унаследовала совсем немного от средневековой европейской плитки. Испанские мастера работали с уже готовыми образцами керамической плитки. Истинными создателями керамической плитки являются мавры, прибывшие из Ирана и проживавшие на территории Испании с VIII до XVII века.

 Мавры строили крупнейшие по тем временем города с использованием большого количества керамической мозаики и плитки - Гранада, Альгамбра (в переводе 'рай на Земле'), Хенералифе ('Высокий райский сад') и другие. Только в период Реконкисты (изгнание мусульман из Испании) испанским христианам становятся известны секреты изготовления арабской плитки. Технологии изготовления и обжига глины переходят к монахам из католических орденов и записываются на латыни. Таким образом, католическая церковь стала обладательницей монополии на изготовление плитки вплоть до конца XIX века...


Итальянская школа керамики

Из Испании керамическая плитка в XI веке попала в Италию. Местные мастера заметили в керамической плитке широкие возможности для создания целых произведений искусства. Если в Испании всегда стремились к достижению высокой прочности плитки, то в Италии основной упор делался на изящность.

Как и в Испании, итальянская керамическая плитка в основном использовалась для отделки храмов. Ориентация только на внутренний рынок и отчасти нежелание мастеров раскрывать свои секреты не раз приводили к прекращению производства. В результате чего эмоциональные итальянские мастера весьма часто кончали жизнь самоубийством, унося в могилу и свои секреты...

Когда речь заходит о классической итальянской плитке, имеют в виду, прежде всего, высокопористые образцы майолики, которые начали производиться в Италии с конца IX века. Итальянская майолика имеет своих прародителей - например, египетскую керамическую плитку, секреты производства которой позже попали в мавританскую Испанию. В Испании мастера научились создавать прозрачную глазурь, которая наносилась на пористую плитку. Благодаря глазури плитку можно было использовать в отделке фонтанов, однако стать декоративным материалом (которым майолика сегодня и является) пористой плитке предстояло только в Италии.

Керамическая плитка в Италии начинает производиться в начале X века. Именно тогда открывает производство майолики флорентийский мастер Лука де ла Робиа. Первые фабрики, а точнее - ремесленные мастерские - находились на острове Майорка, где добывалась лучшая для производства высокопористой керамической плитки глина. Мастерские Лука де ла Робиа работали преимущественно на испанскую и римско-католическую церковь. Плитка использовалась для отделки храмов, центральных площадей города и колоколен. Позже майоликой заинтересовались представители знати, которые заказывали плитку для отделки своих богатых поместий.

Заслуга Лука де ла Робиа заключается в том, что он первый стал использовать искусственные красители в глазури. Если испанские мастера наносили на плитку преимущественно прозрачную глазурь, то итальянцы стремились плитку окрашивать. Первоначально Лука де ла Робиа использовал молочно-белую глазурь, которая содержала окись олова. Спустя несколько лет мастер научился подкрашивать глазурь в синий цвет - кобальтом, в зеленый - медью, в фиолетовый - марганцем.

Ученики Лука де ла Робиа стали обжигать маойлику дважды - для улучшения прочностных свойств материала. А мастера из Тоскани нашли в Италии особый вид глины, которая легла в основу производства глазурованного фаянса. Город Фаэнцы стал центром производства изделий из этого материала. Позже сюда переместились мастерские учеников де ла Робиа. Сегодня город Фаэнцы - место проведения крупнейшей в мире выставки керамической плитки Cersaie, которая собирает лучших производителей со всего мира.

В XV веке в Италии образуется "Цех пяти городов" - некое подобие общественной организации, которая объединяла мастеров из Флоренции, Кафаджало, Урбины, Кастельдуранте и Сиены. Образование этого цеха было связано с падением спроса на итальянскую плитку и низким уровнем производства. Члены цеха принимают решение освободиться от монополии на заказы со стороны католической церкви и сделать плитку доступным отделочным и декоративным материалом не только для представителей духовенства и аристократии, но и простых горожан (разумеется, с достатком). Новые ориентиры отрицательно сказались на качестве плитки: чтобы снизить стоимость приходилось использовать меньше красителей, которые были безумно дороги. В результате получалась бледная, невзрачная плитка, использовать которую можно было разве что в клозете.

Однако в XVII-XVIII вв. наблюдается очередной рост популярности итальянской плитки, вызванный появлением давно забытых лучших образцов плитки Лука де ла Робиа. Центром производства плитки становится городок Кастелли. Местные мастера восстановили, казалось бы, давно утраченные секреты производства глазури и техники нанесения рисунка. Нежная, полная удивительного своеобразия плитка покорила сердца просвещенных аристократов, которые наперебой принялись советовать приобретать итальянскую плитку своим зарубежным друзьям.
Мягкость цвета, округлость форм, яркость рисунка - три столпа, на которых зиждется классическая итальянская плитка.

Современные итальянские центры производства керамической плитки - Фаэнцы и Урбино - сохранили секреты мастера де ла Робиа и кладут их сегодня в основу производства новых образцов керамики, сочетающих свежесть красок, мягкость и теплоту форм и цветов, скрытых за холодной поверхностью плитки.


просмотров: 3899
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Древнеперсидская керамика (лист 19 альбома "Сокровищница орнаментов

$18.86
End Date: Jul-22 05:35
Buy It Now for only: US $18.86
Buy it now |
Кольцо. Кулон. Серьги. Комплект. Керамика. Топаз. Лондон. (Т160103587)

$66.00
End Date: Jul-30 16:25
Buy It Now for only: US $66.00
Buy it now |
Российский магнит керамика СССР ГАГАРИН 12.04.1961 год

$12.69
End Date: Aug-14 11:34
Buy It Now for only: US $12.69
Buy it now |
Солило 1,5л. (Чернолощеная керамика)

$19.80
End Date: Jul-24 04:35
Buy It Now for only: US $19.80
Buy it now |
Сковорода 28см хo керамика

$23.53
End Date: Aug-02 10:06
Buy It Now for only: US $23.53
Buy it now |
Утятница 3л. (Чернолощеная керамика)

$55.95
End Date: Jul-24 04:35
Buy It Now for only: US $55.95
Buy it now |
Чайник 1л. (Чернолощеная керамика)

$34.26
End Date: Jul-24 04:35
Buy It Now for only: US $34.26
Buy it now |
Мусат для правки ножей, керамика 25 см

$73.07
End Date: Aug-14 03:35
Buy It Now for only: US $73.07
Buy it now |
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071827
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071827
Салатник Walmer "Leaf Lettuce" в виде листа салата изготовлен из тонкого, но прочного стекла.
Благодаря инновационной технологии "впечатывания" в стекло, краски не теряют яркость при частом мытье.
Салатник легко мыть и удобно хранить.

Размер салатника: 18 x 27 см....

Цена:
355 руб

Чайная пара "Ahmad Tea", цвет: темно-зеленый, белый, 2 предмета
Чайная пара "Ahmad Tea", цвет: темно-зеленый, белый, 2 предмета
Чайная пара "Ahmad Tea" состоит из чашки и блюдца, изготовленных из экологически чистой глазурованной керамики.
Керамика - исключительно термостойкий, экологически чистый материал, сохраняющий все натуральные свойства воды и ее природный вкус, обладающий низкой теплопроводностью - напиток дольше остается горячим.
Аристократичные чашки "Ahmad Tea" известны тем, что из них пьют чай знатоки клуба "Что? Где? Когда?".
Чайная пара "Ahmad Tea" станет отличным подарком для любителей чая. Дизайн изделий, несомненно, придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает современный стиль.
Изделия можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволной печи.

Объем чашки: 200 мл.
Высота чашки: 7,5 см.
Диаметр (по верхнему краю): 8,5 см.
Диаметр блюдца: 15 см.
Высота блюдца: 2 см....

Цена:
151 руб

Paw Patrol Набор детской посуды 3 предмета
Paw Patrol Набор детской посуды 3 предмета
Набор детской посуды "Paw Patrol", выполненный из керамики, состоит из кружки, тарелки и миски. Изделия оформлены изображениями героев из популярного мультсериала "Щенячий патруль". Материалы изделий нетоксичны и безопасны для детского здоровья.
Детская посуда удобна и увлекательна для вашего малыша. Привычная еда станет более вкусной и приятной, если процесс кормления сопровождать игрой и сказками о любимых героях. Красочная посуда является залогом хорошего настроения и аппетита ваших детей.

Можно использовать в СВЧ-печи и мыть в посудомоечной машине....

Цена:
649 руб

Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
Кружка выполнена из термостойкого боросиликатного стекла. Термокружки с двойными стенками прекрасно сохраняют температуру напитков - как горячих, так и холодных.
В обычной кружке напиток остывает за 7-10 минут, в термокружке он будет горячим...

Цена:
859 руб

Набор салатников Giaretti "Fiesta", с крышками, цвет: оливковый, 3 предмета
Набор салатников Giaretti "Fiesta", с крышками, цвет: оливковый, 3 предмета
Набор салатников Giaretti "Fiesta" специально создан для любителей готовить и истинных гурманов. Ваши кулинарные эксперименты надолго сохранят вкус и запах благодаря плотно закрывающейся крышке! Согласитесь, такой набор салатников порадует своей функциональностью!
Объем большого салатника: 5 литров.
Объем среднего салатника: 2,8 литра.
Объем малого салатника: 1,7 литра....

Цена:
379 руб

Салфетка сервировочная Marmiton "Кубики", 42 х 28 см
Салфетка сервировочная Marmiton "Кубики", 42 х 28 см
Салфетка "Marmiton" предназначена для сервирования стола и украшения интерьера. Она изготовлена из полипропилена высокой плотности. Такие изделия легко моются и удобны в хранении, имеют стильный и красивый дизайн....

Цена:
69 руб

Набор мисок Mayer & Boch "Клубника", с крышками, 10 предметов
Набор мисок Mayer & Boch "Клубника", с крышками, 10 предметов
Набор Mayer & Boch "Клубника" состоит из пяти мисок разного размера, выполненных из металла с эмалированным покрытием. Миски снабжены пластиковыми плотно прилегающими крышками. Они являются универсальным приобретением для любой кухни. С их помощью можно готовить блюда, хранить продукты и даже сервировать стол.
Оригинальный дизайн, высокое качество и функциональность набора Mayer & Boch "Клубника" позволят ему стать достойным дополнением к вашему кухонному инвентарю.

Можно мыть в посудомоечной машине.

Диаметр мисок (по верхнему краю): 18 см, 16 см, 14 см, 12 см, 10 см.
Высота стенок мисок (без учета крышек): 6 см, 5,5 см, 5 см, 4,5 см, 4 см....

Цена:
529 руб

Поднос Plastic Centre "Титан", цвет: слоновая кость, 36,5 х 25,5 см
Поднос Plastic Centre "Титан", цвет: слоновая кость, 36,5 х 25,5 см
Поднос универсальный предназначен для переноски посуды. Прочный материал обеспечивает долговечность изделия. Рельефная поверхность предотвращает скольжение посуды на подносе.

Размер подноса: 36,5 х 25,5 см.
Вес подноса: 160 г....

Цена:
113 руб

Салатник Dasen "Шиповник", диаметр 13 см
Салатник Dasen "Шиповник", диаметр 13 см
Посуда китайской фабрики Dasen Industrial, известного производителя и экспортера фарфора и фаянса, - посуда, которая всегда в тренде. Отличное качество при невысоких ценах – ее главные конкурентные преимущества.
Фаянсовая посуда с цветочными декорами пользуется стабильно высоким спросом. Она присутствует в каждом доме, как составляющая кухни и повседневной сервировки.
Посуда Dasen - это китайский фаянс, знакомый еще с советских времен по аналогичной же продукции отечественного производства....

Цена:
84 руб

Щенячий патруль Стакан детский с крышкой и трубочкой 400 мл
Щенячий патруль Стакан детский с крышкой и трубочкой 400 мл
Стакан детский "Щенячий патруль" с ярким, жизнерадостным дизайном стильно украсит стол и поднимет настроение....

Цена:
144 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика