Керамика, Гончарное ремесло
Архитектурная облицовочная керамика

Архитектурная облицовочная керамика


Архитектурная облицовочная керамика относится к числу древнейших декоративных материалов, но своего наивысшего расцвета она достигла в XVII-XVIII вв. В это время Великий Устюг становится одним из крупнейших в Северном крае центров развития декоративной керамики, которая сочетала высокие художественные качества с блестящей техникой исполнения и приобрела решающее значение в наружном и внутреннем убранстве каменных зданий. Таким образом, керамика составила неотъемлемую часть архитектуры своего времени. Поэтому общий обзор устюжского каменного зодчества не может претендовать на полноту без анализа основных форм и приемов использования этого замечательного декоративного материала.

Фасадная облицовочная керамика была основной формой устюжской декоративной керамики, а начало ее может быть отнесено к середине XVII в., когда освоение нового строительного материала - кирпича вызвало поиски новых архитектурных форм и декоративных приемов убранства культовых зданий. В связи с природными особенностями русского Севера, где солнечных дней бывает так мало, мастера обращаются к цвету, для восприятия которого рассеянное освещение создает наилучшие условия. Вот почему многоцветная облицовочная керамика получила здесь такое широкое применение, а самые формы ее приобрели особую декоративность и цветовую насыщенность.

Керамическими деталями мастера XVII в. подчеркивали главные элементы храмов: окна алтарных апсид, входы, барабаны центральных глав и т. п. Использование изразцов в горизонтальных членениях, таких, как пояса и фризы, способствовало более четкому выявлению пропорционального и масштабного строя здания. Керамическая облицовка играла также важную градостроительную роль, обеспечивая контрастное цветовое выделение культовых сооружений среди рядовой деревянной жилой застройки. И, наконец, устюжские мастера применяли изразцы с большим чувством меры, благодаря чему они сверкают особенно ярко и, подобно драгоценности, украшают спокойное поле побеленных кирпичных стен. Преднамеренная скромность в их использовании обусловлена всем характером устюжского искусства XVII в., где никогда не было чрезмерного увлечения декоративными элементами и где, в отличие от столичных построек, господствовали простота и умеренность.

Бесполивная терракота ("красные" изразцы) представляет наиболее ранний и простой тип декоративной керамики, технология производства которой была аналогична изготовлению кирпича. Древнее производство "красных" изразцов было обнаружено при раскопках на улице Красной. Терракотовые плитки оттискивали в резных деревянных формах, поэтому они обычно украшены типичной для резьбы по дереву рельефной розеткой-звездочкой. Плитки этого типа вставляли в кирпичные ширинки, образующие сплошные ширинчатые пояса, весьма типичные для наружного убранства устюжских храмов 60-80 годов XVII в.: фасады Владимирской надвратной церкви и переходов Михайло-Архангельского монастыря, галереи собора Троице-Гледенского монастыря, нижняя часть колоколен Успенского собора и др. А наиболее поздний вариант терракотовых вставок с розетками представлен в убранстве фасадов корпуса братских келий Михайло-Архангельского монастыря. Бесполивная "красная" керамика в сочетании с фигурным формованным кирпичом широко использовалась и в композициях великолепных устюжских керамических порталов в Сретенско-Мироносицкой церкви, в Дмитриевской церкви села Дымково, в надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря и др.

Глазурованные изразцы (зеленые или муравленые) - второй вид ранней устюжской декоративной керамики. Технология их производства была аналогична изготовлению терракоты и отличалась от последней лишь обработкой лицевой поверхности изделия стекловидной свинцовой глазурью с добавлением окиси меди, что давало после обжига глазурованную поверхность зеленого цвета. В облицовке юго-западного угла придела Всех Святых церкви Вознесения сохранились самые ранние из известных нам устюжских глазурованных зеленых изразцов, которые имеют квадратную форму и, подобно простейшим терракотовым плиткам, вставлены в кирпичные ширинки. Один из них украшен орнаментом растительного характера и очень близок по общей трактовке к бесполивной керамике раннего типа. Но особенно интересен сюжетный изразец, на лицевом поле которого дано рельефное изображение батальной сцены, где вооруженные луками, копьями и пушкой воины с развевающимся знаменем "идут на приступ". Профильные зеленые изразцы нашли применение в облицовке наличников окон алтарных апсид собора Троице-Гледенского монастыря, Власьевской церкви и др.

Многоцветные изразцы - основной вид устюжской облицовочной керамики периода ее расцвета. От ранних видов керамики многоцветные изразцы отличались обработкой лицевой поверхности изделия непрозрачными эмалями, изготовленными на основе окиси олова (zinn), откуда и происходит название многоцветных изразцов - "ценинные" или "эмалевые". Полихромность этих эмалей достигалась путем добавления окисей различных металлов, в результате чего мастера имели в своем распоряжении пять цветов: четыре эмали - зеленую, синюю, желтую и белую, а также прозрачную глазурь, которая давала дополнительно красно-коричневый цвет естественной поверхности обожженной глины. Преобладает в этой цветовой гамме обычно звучный и яркий изумрудно-зеленый цвет, использованный в качестве фона. Новая технология обработки поверхности изделий привела к замене высокого "подглазурного" рельефа более низким "эмалевым", имеющим вогнутую "ложечкообразную" поверхность, что позволяло сохранить четкость рисунка и избежать стекания красок.

С развитием новых видов облицовочной керамики принципиально меняются характер рисунка изразцов и основные приемы их использования в ^бранстве зданий. Так, если на ранних этапах развития каждый изразец представлял собой замкнутую, законченную композицию и при-менялся^как самостоятельная деталь (церковь Вознесения, постройки Михайло-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей), то позднее рисунок свободно переходит с изразца на изразец, благодаря чему обособленные изразцы сливаются в сплошные пояса и фризы, ярким ожерельем обнимающие объемы здания, а ширинчатые вкрапления объединяются в общую композицию и образуют крупные декоративные вставки-раппорты (церкви Спасо-Преображенская, Мироносицкая, Дмитриевская в Дымкове и др.). При этом формы рисунка укрупняются, приобретают большую четкость и обобщенность, а умело найденный масштаб изображения всегда рассчитан на восприятие как с ближних, так и с дальних расстояний.

Широко распространены были в Устюге многоцветные изразцы, украшенные яркими сказочными птицами в разнообразных сложнофи-гурных рамках. Однако излюбленной темой местной орнаментики всегда были различные вазы со стилизованными цветами в прихотливых завитках растительного орнамента. При этом вся композиция облицовки строится на принципе ритмической повторяемости узора. Кроме того, путем варьирования расцветки изразцов и различной их компоновки устюжские мастера, при сравнительно небольшом количестве форм и рисунков, добивались впечатления удивительного разнообразия и богатства облицовки.

Период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался около ста лет: с середины XVII до середины XVIII в., когда изразцы нашли широкое применение в убранстве фасадов каменных храмов. Среди них особое место занимает Спасо-Преображенская церковь, которую можно назвать подлинным музеем устюжской многоцветной фасадной керамики.

Печные изразцы широко применялись по всей Руси уже в глубокой древности. Устюжские печи на раннем этапе украшали обычно плитками бесполивной "красной" терракоты, на смену которым пришли зеленые, а затем и многоцветные изразцы. В XVIII в. изразцы постепенно уходят с фасадов и превращаются в главный элемент убранства интерьера культовых, гражданских и жилых зданий. До наших дней прекрасные изразцовые печи сохранились в Сергиевской церкви села Дымково, Тихвинской церкви Троице-Гледенского монастыря, в корпусе братских келий Михайло-Архангельского монастыря, в домах Шилова, Павловых, Бы-зовых, Шляпиных и в других постройках Великого Устюга.

Многоцветные рельефные изразцы получили широкое применение для облицовки устюжских печей первой половины XVIII в. Украшались такие изразцы традиционным растительным орнаментом, при этом мелкий и нейтральный фоновый узор в общей композиции печи обычно чередуется с крупными раппортами, заключенными в сложнофигурные рамки типа картушей и медальонов. Общий масштаб рисунка здесь всегда соразмерен с габаритами интерьера и самой печи, поэтому он более измельчен и детализирован, чем крупномасштабные фасадные изразцовые композиции. Необходимую принадлежность каждой печи составляли многочисленные профильные изразцы и фигурные детали: колонки, "гребешки", арочки, пояски, "ноги", "городки", "подзоры", "углы" и т. п.

Цветовое решение устюжских изразцовых печей обычно построено на сочетании изумрудно-зеленой, белой и желтой красок, иногда дополненных синей и коричневой. А в целом такая печь с ее яркой расцветкой и богатым растительным орнаментом в течение долгих северных зим как бы служила напоминанием о теплом и цветущем лете и становилась главным украшением интерьера.

Плоские расписные изразцы во второй половине XVIII в. быстро входят в моду и представляют новый тип устюжской печной облицовочной керамики "на голландский манер". Постепенно с изразцов исчезают рельеф и цветная полива, которые теперь заменяются росписью по гладкой поверхности, вначале синей краской по белому фону. Затем число красок увеличивается и, кроме синего, в росписи проявляются также зеленый, желтый и фиолетово-коричневый цвета. На смену растительному орнаменту приходит сюжетная роспись, которая изображает жанровые сценки, охоту, сбор плодов и овощей, семейный быт, военные действия, игры и пляски, любовные сценки, быт чужеземных народов, иллюстрации к известным поговоркам и т. п. Все сюжетные изразцы, как правило, снабжены подписями иногда глубокомысленного и нравоучительного, но чаще трогательно-наивного и даже курьезного содержания. В связи с этим в изразцовом убранстве печей начинает преобладать иллюстративное начало. Росписные сюжетные изразцы необходимо было длительно рассматривать и "читать", как книгу, в результате чего печь из декоративного украшения интерьера превратилась в своего рода сборник любопытных народных картинок и в своеобразное развлечение для семьи, которая возле такой печи коротала долгие зимние вечера.

К середине XIX в., в связи с новыми стилевыми особенностями, многоцветную керамику сменяют гладкие белые кафли. Таким образом, период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался примерно около двух столетий и был неразрывно связан с общим подъемом o местного каменного строительства.

В заключение следует отметить, что в различных уголках страны нередко встречались рисунки изразцов, аналогичные устюжским. Судить о причинах такого совпадения затруднительно, поскольку вопрос об основных путях распространения навыков русского ценинного дела еще недостаточно изучен. Однако можно предполагать, что из главных центров производства изразцов (Москва, Иверский Валдайский и Ново-Иерусалимский монастыри) лучшие образцы распространялись по всей стране. Вот почему устюжские изразцы по общему решению нередко напоминают столичные, однако неизменно отличаются от последних в трактовке деталей и представляют свободный, творчески переработанный вариант этих образцов. В то же время основная масса устюжской керамики, и особенно замечательные печные изразцы, служат примером самостоятельных оригинальных местных композиций.

И, наконец, необходимо отметить, что в настоящее время старые печные изразцы лежат в неразобранном виде на чердаках и в кладовых многих российских домов, а фасадные изразцы - и красные, и зеленые, и многоцветные - скрыты под толстым слоем поздней побелки, а их декоративный эффект полностью утрачен.


просмотров: 3528
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071323
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071323
Салатник Walmer "Leaf Lettuce" в виде листа салата изготовлен из тонкого, но прочного стекла.
Благодаря инновационной технологии "впечатывания" в стекло, краски не теряют яркость при частом мытье.
Салатник легко мыть и удобно хранить.

Размер салатника: 13 x 23 см....

Цена:
249 руб

Тарелка Dasen "Шиповник", диаметр 23 см
Тарелка Dasen "Шиповник", диаметр 23 см
Посуда китайской фабрики Dasen, известного производителя и экспортера фарфора и фаянса, - посуда, которая всегда в тренде. Отличное качество при невысоких ценах – ее главные конкурентные преимущества.
Фаянсовая посуда с цветочными декорами пользуется стабильно высоким спросом. Она присутствует в каждом доме, как составляющая кухни и повседневной сервировки.
Посуда Dasen - это китайский фаянс, знакомый еще с советских времен по аналогичной же продукции отечественного производства....

Цена:
111 руб

Масленка Oriental Way C7010
Масленка Oriental Way C7010
Масленка "Oriental way", выполненная из высококачественной древесины гевеи и пластика, предназначена для красивой сервировки и хранения масла. Она состоит из деревянного подноса и прозрачной пластиковой крышки с деревянной ручкой. На подносе имеются специальные выемки, благодаря которым крышка легко на него устанавливается.
Благодаря такой масленке ваше масло всегда будет свежим.

Особенности масленки "Oriental Way":
- сделана из природного материала;
- гармонирует с любым интерьером;
- долгий срок службы;
- не впитывает влагу;
- не впитывает запахи;
- нельзя мыть в посудомоечной машине. Характеристики:

  • Материал: гевея, пластик.
  • Размер подноса: 17 см х 13 см х 1 см.
  • Размер крышки: 15,3 см х 11,3 см х 5,5 см.
  • Размер упаковки: 18 см х 13,5 см х 6,5 см.
  • Производитель: Китай.
  • Артикул: C7010....

  • Цена:
    679 руб

    Союзмультфильм Набор детской посуды Винни-Пух 3 предмета Чашка, 2 тарелки
    Союзмультфильм Набор детской посуды Винни-Пух 3 предмета
    Набор детской посуды "Винни-Пух" порадует любого маленького поклонника старых советских мультфильмов. Набор включает в себя тарелку, миску и кружку. Посуда выполнена из качественного фарфора, окрашена безопасными красками, которые не сотрутся и прослужат вам очень долго. Прочные тарелки украшает изображение любимых героев мультфильма "Винни-Пух". Приборы нельзя использовать в духовке и на открытом огне. Посуда может быть использована в микроволновке и посудомоечной машине.

    Объем кружки 250 мл, объем миски 300 мл.

    Детская посуда разработана специально для малышей, она удобная и безопасна. Привычная еда станет вкуснее и приятнее, если процесс кормления сопровождать игрой и сказками о любимых героях. Красочная посуда - залог хорошего настроения и аппетита вашего малыша! Глубина супницы: 5 см....

    Цена:
    589 руб

    Союзмультфильм Набор детской посуды Котенок по имени Гав 3 предмета цвет белый мультиколор
    Союзмультфильм Набор детской посуды Котенок по имени Гав 3 предмета цвет белый мультиколор
    Набор детской посуды Союзмультфильм "Котенок по имени Гав" порадует любого маленького поклонника мультфильмов.
    Набор включает в себя мелкую тарелку, суповую тарелку и кружку. Посуда выполнена из качественного фарфора, окрашена безопасными красками, которые не сотрутся и прослужат вам очень долго. Посуду украшает изображение любимых героев мультфильма "Котенок по имени Гав". Приборы нельзя использовать в духовке и на открытом огне. Посуда может быть использована в микроволновке и посудомоечной машине.
    Объем кружки 200 мл, объем суповой тарелки 550 мл.
    Детская посуда разработана специально для малышей, она удобная и безопасна. Привычная еда станет вкуснее и приятнее, если процесс кормления сопровождать игрой и сказками о любимых героях. Красочная посуда - залог хорошего настроения и аппетита вашего малыша!...

    Цена:
    589 руб

    Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
    Термокружка Walmer "Princess", 350 мл
    Кружка выполнена из термостойкого боросиликатного стекла. Термокружки с двойными стенками прекрасно сохраняют температуру напитков - как горячих, так и холодных.
    В обычной кружке напиток остывает за 7-10 минут, в термокружке он будет горячим...

    Цена:
    859 руб

    Блюдо пасхальное Marmiton "Пасхальное", диаметр 25 см
    Блюдо пасхальное Marmiton "Пасхальное", диаметр 25 см
    Блюдо служит в качестве подставки для 12 яиц и кулича....

    Цена:
    276 руб

    Менажница Miolla "Мексикан стрипс", 3 секции
    Менажница Miolla "Мексикан стрипс", 3 секции
    Менажница Miolla "Мексикан стрипс" выполнена из высококачественного бамбука. Она отличается высокой прочностью, долговечностью в использовании и универсальностью. 100% экологически чистый продукт не содержит пластик, меламин и химические соединения. Такое оригинальное изделие станет настоящим украшением праздничного стола и подчеркнет ваш изысканный вкус....

    Цена:
    98 руб

    Соусник Pasabahce "Бэйсик", 60 мл
    Соусник Pasabahce "Бэйсик", 60 мл
    Соусник Pasabahce "Бэйсик" изготовлен из прочного натрий-кальций-силикатного стекла. Благодаря этому соуснику вы всегда сможете красиво и эстетично подать соус к столу. Изделие придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает...

    Цена:
    69 руб

    Набор чайный Elan Gallery "Птички на ветке", 2 предмета
    Набор чайный Elan Gallery "Птички на ветке", 2 предмета
    Чайная пара на 1 персону в оригинальном дизайне украсит ваше чаепитие. В комплекте 1 чашка объемом 330 мл, 1 блюдце. Чайная пара "Птички на ветке" станет желанным подарком для ваших близких, коллег и друзей!...

    Цена:
    1040 руб



    2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
      Яндекс цитирования Яндекс.Метрика