Керамика, Гончарное ремесло
Архитектурная облицовочная керамика

Архитектурная облицовочная керамика


Архитектурная облицовочная керамика относится к числу древнейших декоративных материалов, но своего наивысшего расцвета она достигла в XVII-XVIII вв. В это время Великий Устюг становится одним из крупнейших в Северном крае центров развития декоративной керамики, которая сочетала высокие художественные качества с блестящей техникой исполнения и приобрела решающее значение в наружном и внутреннем убранстве каменных зданий. Таким образом, керамика составила неотъемлемую часть архитектуры своего времени. Поэтому общий обзор устюжского каменного зодчества не может претендовать на полноту без анализа основных форм и приемов использования этого замечательного декоративного материала.

Фасадная облицовочная керамика была основной формой устюжской декоративной керамики, а начало ее может быть отнесено к середине XVII в., когда освоение нового строительного материала - кирпича вызвало поиски новых архитектурных форм и декоративных приемов убранства культовых зданий. В связи с природными особенностями русского Севера, где солнечных дней бывает так мало, мастера обращаются к цвету, для восприятия которого рассеянное освещение создает наилучшие условия. Вот почему многоцветная облицовочная керамика получила здесь такое широкое применение, а самые формы ее приобрели особую декоративность и цветовую насыщенность.

Керамическими деталями мастера XVII в. подчеркивали главные элементы храмов: окна алтарных апсид, входы, барабаны центральных глав и т. п. Использование изразцов в горизонтальных членениях, таких, как пояса и фризы, способствовало более четкому выявлению пропорционального и масштабного строя здания. Керамическая облицовка играла также важную градостроительную роль, обеспечивая контрастное цветовое выделение культовых сооружений среди рядовой деревянной жилой застройки. И, наконец, устюжские мастера применяли изразцы с большим чувством меры, благодаря чему они сверкают особенно ярко и, подобно драгоценности, украшают спокойное поле побеленных кирпичных стен. Преднамеренная скромность в их использовании обусловлена всем характером устюжского искусства XVII в., где никогда не было чрезмерного увлечения декоративными элементами и где, в отличие от столичных построек, господствовали простота и умеренность.

Бесполивная терракота ("красные" изразцы) представляет наиболее ранний и простой тип декоративной керамики, технология производства которой была аналогична изготовлению кирпича. Древнее производство "красных" изразцов было обнаружено при раскопках на улице Красной. Терракотовые плитки оттискивали в резных деревянных формах, поэтому они обычно украшены типичной для резьбы по дереву рельефной розеткой-звездочкой. Плитки этого типа вставляли в кирпичные ширинки, образующие сплошные ширинчатые пояса, весьма типичные для наружного убранства устюжских храмов 60-80 годов XVII в.: фасады Владимирской надвратной церкви и переходов Михайло-Архангельского монастыря, галереи собора Троице-Гледенского монастыря, нижняя часть колоколен Успенского собора и др. А наиболее поздний вариант терракотовых вставок с розетками представлен в убранстве фасадов корпуса братских келий Михайло-Архангельского монастыря. Бесполивная "красная" керамика в сочетании с фигурным формованным кирпичом широко использовалась и в композициях великолепных устюжских керамических порталов в Сретенско-Мироносицкой церкви, в Дмитриевской церкви села Дымково, в надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря и др.

Глазурованные изразцы (зеленые или муравленые) - второй вид ранней устюжской декоративной керамики. Технология их производства была аналогична изготовлению терракоты и отличалась от последней лишь обработкой лицевой поверхности изделия стекловидной свинцовой глазурью с добавлением окиси меди, что давало после обжига глазурованную поверхность зеленого цвета. В облицовке юго-западного угла придела Всех Святых церкви Вознесения сохранились самые ранние из известных нам устюжских глазурованных зеленых изразцов, которые имеют квадратную форму и, подобно простейшим терракотовым плиткам, вставлены в кирпичные ширинки. Один из них украшен орнаментом растительного характера и очень близок по общей трактовке к бесполивной керамике раннего типа. Но особенно интересен сюжетный изразец, на лицевом поле которого дано рельефное изображение батальной сцены, где вооруженные луками, копьями и пушкой воины с развевающимся знаменем "идут на приступ". Профильные зеленые изразцы нашли применение в облицовке наличников окон алтарных апсид собора Троице-Гледенского монастыря, Власьевской церкви и др.

Многоцветные изразцы - основной вид устюжской облицовочной керамики периода ее расцвета. От ранних видов керамики многоцветные изразцы отличались обработкой лицевой поверхности изделия непрозрачными эмалями, изготовленными на основе окиси олова (zinn), откуда и происходит название многоцветных изразцов - "ценинные" или "эмалевые". Полихромность этих эмалей достигалась путем добавления окисей различных металлов, в результате чего мастера имели в своем распоряжении пять цветов: четыре эмали - зеленую, синюю, желтую и белую, а также прозрачную глазурь, которая давала дополнительно красно-коричневый цвет естественной поверхности обожженной глины. Преобладает в этой цветовой гамме обычно звучный и яркий изумрудно-зеленый цвет, использованный в качестве фона. Новая технология обработки поверхности изделий привела к замене высокого "подглазурного" рельефа более низким "эмалевым", имеющим вогнутую "ложечкообразную" поверхность, что позволяло сохранить четкость рисунка и избежать стекания красок.

С развитием новых видов облицовочной керамики принципиально меняются характер рисунка изразцов и основные приемы их использования в ^бранстве зданий. Так, если на ранних этапах развития каждый изразец представлял собой замкнутую, законченную композицию и при-менялся^как самостоятельная деталь (церковь Вознесения, постройки Михайло-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей), то позднее рисунок свободно переходит с изразца на изразец, благодаря чему обособленные изразцы сливаются в сплошные пояса и фризы, ярким ожерельем обнимающие объемы здания, а ширинчатые вкрапления объединяются в общую композицию и образуют крупные декоративные вставки-раппорты (церкви Спасо-Преображенская, Мироносицкая, Дмитриевская в Дымкове и др.). При этом формы рисунка укрупняются, приобретают большую четкость и обобщенность, а умело найденный масштаб изображения всегда рассчитан на восприятие как с ближних, так и с дальних расстояний.

Широко распространены были в Устюге многоцветные изразцы, украшенные яркими сказочными птицами в разнообразных сложнофи-гурных рамках. Однако излюбленной темой местной орнаментики всегда были различные вазы со стилизованными цветами в прихотливых завитках растительного орнамента. При этом вся композиция облицовки строится на принципе ритмической повторяемости узора. Кроме того, путем варьирования расцветки изразцов и различной их компоновки устюжские мастера, при сравнительно небольшом количестве форм и рисунков, добивались впечатления удивительного разнообразия и богатства облицовки.

Период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался около ста лет: с середины XVII до середины XVIII в., когда изразцы нашли широкое применение в убранстве фасадов каменных храмов. Среди них особое место занимает Спасо-Преображенская церковь, которую можно назвать подлинным музеем устюжской многоцветной фасадной керамики.

Печные изразцы широко применялись по всей Руси уже в глубокой древности. Устюжские печи на раннем этапе украшали обычно плитками бесполивной "красной" терракоты, на смену которым пришли зеленые, а затем и многоцветные изразцы. В XVIII в. изразцы постепенно уходят с фасадов и превращаются в главный элемент убранства интерьера культовых, гражданских и жилых зданий. До наших дней прекрасные изразцовые печи сохранились в Сергиевской церкви села Дымково, Тихвинской церкви Троице-Гледенского монастыря, в корпусе братских келий Михайло-Архангельского монастыря, в домах Шилова, Павловых, Бы-зовых, Шляпиных и в других постройках Великого Устюга.

Многоцветные рельефные изразцы получили широкое применение для облицовки устюжских печей первой половины XVIII в. Украшались такие изразцы традиционным растительным орнаментом, при этом мелкий и нейтральный фоновый узор в общей композиции печи обычно чередуется с крупными раппортами, заключенными в сложнофигурные рамки типа картушей и медальонов. Общий масштаб рисунка здесь всегда соразмерен с габаритами интерьера и самой печи, поэтому он более измельчен и детализирован, чем крупномасштабные фасадные изразцовые композиции. Необходимую принадлежность каждой печи составляли многочисленные профильные изразцы и фигурные детали: колонки, "гребешки", арочки, пояски, "ноги", "городки", "подзоры", "углы" и т. п.

Цветовое решение устюжских изразцовых печей обычно построено на сочетании изумрудно-зеленой, белой и желтой красок, иногда дополненных синей и коричневой. А в целом такая печь с ее яркой расцветкой и богатым растительным орнаментом в течение долгих северных зим как бы служила напоминанием о теплом и цветущем лете и становилась главным украшением интерьера.

Плоские расписные изразцы во второй половине XVIII в. быстро входят в моду и представляют новый тип устюжской печной облицовочной керамики "на голландский манер". Постепенно с изразцов исчезают рельеф и цветная полива, которые теперь заменяются росписью по гладкой поверхности, вначале синей краской по белому фону. Затем число красок увеличивается и, кроме синего, в росписи проявляются также зеленый, желтый и фиолетово-коричневый цвета. На смену растительному орнаменту приходит сюжетная роспись, которая изображает жанровые сценки, охоту, сбор плодов и овощей, семейный быт, военные действия, игры и пляски, любовные сценки, быт чужеземных народов, иллюстрации к известным поговоркам и т. п. Все сюжетные изразцы, как правило, снабжены подписями иногда глубокомысленного и нравоучительного, но чаще трогательно-наивного и даже курьезного содержания. В связи с этим в изразцовом убранстве печей начинает преобладать иллюстративное начало. Росписные сюжетные изразцы необходимо было длительно рассматривать и "читать", как книгу, в результате чего печь из декоративного украшения интерьера превратилась в своего рода сборник любопытных народных картинок и в своеобразное развлечение для семьи, которая возле такой печи коротала долгие зимние вечера.

К середине XIX в., в связи с новыми стилевыми особенностями, многоцветную керамику сменяют гладкие белые кафли. Таким образом, период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался примерно около двух столетий и был неразрывно связан с общим подъемом o местного каменного строительства.

В заключение следует отметить, что в различных уголках страны нередко встречались рисунки изразцов, аналогичные устюжским. Судить о причинах такого совпадения затруднительно, поскольку вопрос об основных путях распространения навыков русского ценинного дела еще недостаточно изучен. Однако можно предполагать, что из главных центров производства изразцов (Москва, Иверский Валдайский и Ново-Иерусалимский монастыри) лучшие образцы распространялись по всей стране. Вот почему устюжские изразцы по общему решению нередко напоминают столичные, однако неизменно отличаются от последних в трактовке деталей и представляют свободный, творчески переработанный вариант этих образцов. В то же время основная масса устюжской керамики, и особенно замечательные печные изразцы, служат примером самостоятельных оригинальных местных композиций.

И, наконец, необходимо отметить, что в настоящее время старые печные изразцы лежат в неразобранном виде на чердаках и в кладовых многих российских домов, а фасадные изразцы - и красные, и зеленые, и многоцветные - скрыты под толстым слоем поздней побелки, а их декоративный эффект полностью утрачен.


просмотров: 4003
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Нескучный дворец. Архитектурная деталь. Лист 146 из альбома "Москва" ("Moskau")

1 100,00 руб.
End Date: 09.03 16:33
Buy It Now for only: US 1 100,00 руб.
Buy it now |
Static Grass for Model Railway Architecture Scenery Yellow Green Color

107,30 руб.
End Date: 27.02 14:35
Buy It Now for only: US 107,30 руб.
Buy it now |
Статические травы для модели железной дороги-случайный цвет архитектура ландшафт

157,25 руб.
End Date: 27.02 07:44
Buy It Now for only: US 157,25 руб.
Buy it now |
Lego Всемирного торгового центра башен-близнецов инструкции по архитектуре модульный Moc

591,85 руб.
End Date: 16.02 00:43
Buy It Now for only: US 591,85 руб.
Buy it now |
51. СССР. архитектура. соль. № 4296-99. как новый, без наклеек и следов.

65,96 руб. (0 Bids)
End Date: 22.02 11:32
|
60-е годы 20 века вьетнамский старая архитектура набор из 6 открыток. Вьетнам Ханой

986,14 руб.
End Date: 17.03 17:57
Buy It Now for only: US 986,14 руб.
Buy it now |
60-е годы 20 века вьетнамский старая архитектура набор из 6 открыток. Вьетнам Ханой 2

986,14 руб.
End Date: 17.03 17:57
Buy It Now for only: US 986,14 руб.
Buy it now |
80. Йемен. Лондон. архитектура. как новый, без наклеек и следов.

65,96 руб. (0 Bids)
End Date: 22.02 11:32
|
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салатница Oriental Way "Квадрат", 10 х 10 см
Салатница Oriental Way "Квадрат", 10 х 10 см
Салатница Oriental Way "Квадрат" выполнена из высококачественного дерева. Она подходит как для холодных закусок, так и для масляных салатов. Салатница покрыта пищевым лаком, совершенно нетоксичным и безвредным для здоровья. Лак препятствует впитыванию влаги в изделие, тем самым продлевает срок его службы.
Выбирая для дома посуду из дерева, вы получаете не только безопасность и уют натуральных материалов, но и высокое качество изделий.
Оригинальный дизайн салатницы Oriental Way "Квадрат" придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает утонченность и изысканность. Такая салатница настроит на позитивный лад и подарит хорошее настроение всем, кто любит готовить....

Цена:
199 руб

Пиала "Белье", 330 мл
Пиала "Белье", 330 мл
Пиала "Белье" изготовлена из высококачественного фарфора. Изделие прекрасно подойдет для подачи салата или мороженого. Благодаря изысканному дизайну, такая пиала станет бесспорным украшением праздничного или обеденного стола. Она дополнит коллекцию кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Диаметр пиалы (по верхнему краю): 11,8 см.
Высота стенки пиалы: 6,5 см....

Цена:
79 руб

Тарелка Pasabahce "Папийон", цвет: прозрачный, диаметр 19 см
Тарелка Pasabahce "Папийон", цвет: прозрачный, диаметр 19 см
Тарелка Pasabahce изготовлена из упрочненного закаленного натрий-кальций- силикатного стекла с повышенной термостойкостью.

Можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволновой печи при температуре до +70°С....

Цена:
50 руб

Сырница Oriental way 20см C7008
Сырница Oriental way 20см C7008
Сырница "Oriental way" выполнена из высококачественной древесины гевеи и пластика. Имеет форму круглого подноса с прозрачной крышкой. Сырницу можно использовать в холодильнике, мыть в теплой воде.
Благодаря такой сырнице ваш сыр всегда будет свежим.

Особенности сырницы "Oriental way":
  • высокое качество шлифовки поверхности изделия
  • двухслойное покрытие пищевым лаком, безопасным для здоровья человека
  • степень влажность 8-10%, не трескается и не рассыхается
  • высокая плотность структуры древесины
  • устойчива к механическим воздействиям. Характеристики:
    • Материал: пластик, дерево.
    • Диаметр: 20 см.
    • Высота (с крышкой): 12,5 см.
    • Размер упаковки: 20,5 см х 21 см х 10 см.
    • Производитель: Китай.
    • Артикул:C7008.
    ...

  • Цена:
    1259 руб

    Блюдо Green Way "Симфония", 40 х 14 х 4 см
    Блюдо Green Way "Симфония", 40 х 14 х 4 см
    Блюдо Green Way "Симфония" изготовлено из высококачественного дерева и покрыто пищевым лаком, совершенно нетоксичным и безвредным для здоровья. Лак препятствует впитыванию влаги в изделие, тем самым продлевает срок его службы.
    Изысканное блюдо прекрасно подойдет для подачи холодных и горячих закусок, бутербродов, нарезки и т.д. Блюдо красиво оформит стол и удивит ваших гостей изящным дизайном.

    Особенности блюда Green Way "Симфония":
    - сделано из природного материала;
    - гармонирует с любым интерьером;
    - долгий срок службы;
    - не впитывает влагу;
    - не впитывает запахи;
    - нельзя мыть в посудомоечной машине....

    Цена:
    1059 руб

    Мешок для замешивания теста Bradex "Поваренок"
    Мешок для замешивания теста Bradex "Поваренок"
    Мешок Bradex "Поваренок" выполнен из высококачественного силикона и предназначен для замешивания теста.
    Такой мешок сохранит вашу кухню и руки в чистоте. Аккуратно залив ингредиенты в него, вы точно не запачкаете кухню мукой и липким тестом, которое не только плохо очищается от столешницы, но и сильно пачкает руки. Готовить аккуратно можно! Главное - знать в чем!
    Силиконовая посуда - хит среди кухонной утвари. Материал не гнется и не деформируется. Он ничем не пахнет, но идеально сохраняет ароматные запахи выпечки или любой другой еды. Он также не токсичен и нейтрален по отношению к кислотам и жирам. Кроме того, силиконовый мешочек невероятно устойчив к смене температур. Храните неиспользованное тесто прямо в нем - мешочек не будет занимать много места в холодильнике и не порвется. Силикон легко моется. Теплой воды и моющего средства достаточно, чтобы отмыть даже засохшее тесто. Материал можно стирать даже в посудомоечной машине. Главное не забывать класть мешочек не верхнюю полку.

    Размер мешка: 31 см х 22,5 см.
    Вместимость: 1 кг муки....

    Цена:
    369 руб

    Кружка Elan Gallery "Веселые собачки", 400 мл
    Кружка Elan Gallery "Веселые собачки", 400 мл
    Оригинальная кружка Elan Gallery "Веселые собачки" выполнена из высококачественной керамики. Подойдет для чая, кофе и других напитков. Удобна в использовании благодаря устойчивой форме. Изделие имеет подарочную упаковку.

    Не рекомендуется применять абразивные моющие средства.
    Не рекомендуется использовать в микроволновой печи.

    Диаметр (по верхнему краю): 9 см.
    Высота: 10 см.
    Объем: 400 мл....

    Цена:
    1290 руб

    Кружка Elan Gallery "Велосипед", цвет: оранжевый, 320 мл
    Кружка Elan Gallery "Велосипед", цвет: оранжевый, 320 мл
    Кружка Elan Gallery "Велосипед" выполнена из высококачественного фарфора. Яркая необычная кружка имеет широкую горловину и удобную ручку для повседневного использования. Не оставит равнодушным ни одного из ваших гостей и станет прекрасным выбором для подарка....

    Цена:
    570 руб

    ND Play Кружка Вспыш и чудо-машинки Вспыш Скорость 250 мл
    ND Play Кружка Вспыш и чудо-машинки Вспыш Скорость 250 мл
    Кружка с изображением героя из мультсериала "Вспыш и чудо-машинки" - отличный подарок для вашего ребенка!
    Стеклянная кружка подходит для холодных и горячих напитков, а также пригодна для мытья в посудомоечной машине. Не рекомендуется подвергать изделие длительному воздействию прямых солнечных лучей....

    Цена:
    113 руб

    Набор столовой посуды "Rosenberg", 18 предметов. RGC-100104
    Набор столовой посуды "Rosenberg", 18 предметов. RGC-100104
    Набор столовой посуды Rosenberg RGC-100101 это идеальное решение для красивой подачи первых и вторых блюд. Набор состоит из 18 предметов и рассчитан на 6 персон, поэтому в комплекте вы найдете все необходимое: десертные, обеденные тарелки и суповые тарелки. Сервиз отлично подойдет для повседневного использования, но также идеально впишется в любой праздничный интерьер, украсив его и создав атмосферу торжественности. Оцените достоинства этого набора.

    Столовый сервиз выполнен из опалового ударопрочного стекла, который обладает целым рядом преимуществ: Этот материал экологически чист, так как при его производстве не используются вредные примеси.
    Химически нейтрален, поэтому не влияет на вкус сервируемых блюд.
    Прост в уходе и использовании.
    Долговечен при аккуратном и осторожном обращении.
    Устойчив к резким перепадам температуры.
    Не теряет своих качеств даже после многолетнего использования.
    Главная особенность данного столового сервиза заключается в его великолепном дизайне, который придется по душе ценителям классического исполнения. Гармоничное сочетание простых и лаконичных форм, гладких стенок, универсального белого цвета и элегантного цветочного рисунка придает изделиям удивительно роскошный вид. Сервиз станет настоящим украшением вашей кухни....

    Цена:
    2459 руб



    2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
      Яндекс цитирования Яндекс.Метрика