Керамика, Гончарное ремесло
Архитектурная облицовочная керамика

Архитектурная облицовочная керамика


Архитектурная облицовочная керамика относится к числу древнейших декоративных материалов, но своего наивысшего расцвета она достигла в XVII-XVIII вв. В это время Великий Устюг становится одним из крупнейших в Северном крае центров развития декоративной керамики, которая сочетала высокие художественные качества с блестящей техникой исполнения и приобрела решающее значение в наружном и внутреннем убранстве каменных зданий. Таким образом, керамика составила неотъемлемую часть архитектуры своего времени. Поэтому общий обзор устюжского каменного зодчества не может претендовать на полноту без анализа основных форм и приемов использования этого замечательного декоративного материала.

Фасадная облицовочная керамика была основной формой устюжской декоративной керамики, а начало ее может быть отнесено к середине XVII в., когда освоение нового строительного материала - кирпича вызвало поиски новых архитектурных форм и декоративных приемов убранства культовых зданий. В связи с природными особенностями русского Севера, где солнечных дней бывает так мало, мастера обращаются к цвету, для восприятия которого рассеянное освещение создает наилучшие условия. Вот почему многоцветная облицовочная керамика получила здесь такое широкое применение, а самые формы ее приобрели особую декоративность и цветовую насыщенность.

Керамическими деталями мастера XVII в. подчеркивали главные элементы храмов: окна алтарных апсид, входы, барабаны центральных глав и т. п. Использование изразцов в горизонтальных членениях, таких, как пояса и фризы, способствовало более четкому выявлению пропорционального и масштабного строя здания. Керамическая облицовка играла также важную градостроительную роль, обеспечивая контрастное цветовое выделение культовых сооружений среди рядовой деревянной жилой застройки. И, наконец, устюжские мастера применяли изразцы с большим чувством меры, благодаря чему они сверкают особенно ярко и, подобно драгоценности, украшают спокойное поле побеленных кирпичных стен. Преднамеренная скромность в их использовании обусловлена всем характером устюжского искусства XVII в., где никогда не было чрезмерного увлечения декоративными элементами и где, в отличие от столичных построек, господствовали простота и умеренность.

Бесполивная терракота ("красные" изразцы) представляет наиболее ранний и простой тип декоративной керамики, технология производства которой была аналогична изготовлению кирпича. Древнее производство "красных" изразцов было обнаружено при раскопках на улице Красной. Терракотовые плитки оттискивали в резных деревянных формах, поэтому они обычно украшены типичной для резьбы по дереву рельефной розеткой-звездочкой. Плитки этого типа вставляли в кирпичные ширинки, образующие сплошные ширинчатые пояса, весьма типичные для наружного убранства устюжских храмов 60-80 годов XVII в.: фасады Владимирской надвратной церкви и переходов Михайло-Архангельского монастыря, галереи собора Троице-Гледенского монастыря, нижняя часть колоколен Успенского собора и др. А наиболее поздний вариант терракотовых вставок с розетками представлен в убранстве фасадов корпуса братских келий Михайло-Архангельского монастыря. Бесполивная "красная" керамика в сочетании с фигурным формованным кирпичом широко использовалась и в композициях великолепных устюжских керамических порталов в Сретенско-Мироносицкой церкви, в Дмитриевской церкви села Дымково, в надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря и др.

Глазурованные изразцы (зеленые или муравленые) - второй вид ранней устюжской декоративной керамики. Технология их производства была аналогична изготовлению терракоты и отличалась от последней лишь обработкой лицевой поверхности изделия стекловидной свинцовой глазурью с добавлением окиси меди, что давало после обжига глазурованную поверхность зеленого цвета. В облицовке юго-западного угла придела Всех Святых церкви Вознесения сохранились самые ранние из известных нам устюжских глазурованных зеленых изразцов, которые имеют квадратную форму и, подобно простейшим терракотовым плиткам, вставлены в кирпичные ширинки. Один из них украшен орнаментом растительного характера и очень близок по общей трактовке к бесполивной керамике раннего типа. Но особенно интересен сюжетный изразец, на лицевом поле которого дано рельефное изображение батальной сцены, где вооруженные луками, копьями и пушкой воины с развевающимся знаменем "идут на приступ". Профильные зеленые изразцы нашли применение в облицовке наличников окон алтарных апсид собора Троице-Гледенского монастыря, Власьевской церкви и др.

Многоцветные изразцы - основной вид устюжской облицовочной керамики периода ее расцвета. От ранних видов керамики многоцветные изразцы отличались обработкой лицевой поверхности изделия непрозрачными эмалями, изготовленными на основе окиси олова (zinn), откуда и происходит название многоцветных изразцов - "ценинные" или "эмалевые". Полихромность этих эмалей достигалась путем добавления окисей различных металлов, в результате чего мастера имели в своем распоряжении пять цветов: четыре эмали - зеленую, синюю, желтую и белую, а также прозрачную глазурь, которая давала дополнительно красно-коричневый цвет естественной поверхности обожженной глины. Преобладает в этой цветовой гамме обычно звучный и яркий изумрудно-зеленый цвет, использованный в качестве фона. Новая технология обработки поверхности изделий привела к замене высокого "подглазурного" рельефа более низким "эмалевым", имеющим вогнутую "ложечкообразную" поверхность, что позволяло сохранить четкость рисунка и избежать стекания красок.

С развитием новых видов облицовочной керамики принципиально меняются характер рисунка изразцов и основные приемы их использования в ^бранстве зданий. Так, если на ранних этапах развития каждый изразец представлял собой замкнутую, законченную композицию и при-менялся^как самостоятельная деталь (церковь Вознесения, постройки Михайло-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей), то позднее рисунок свободно переходит с изразца на изразец, благодаря чему обособленные изразцы сливаются в сплошные пояса и фризы, ярким ожерельем обнимающие объемы здания, а ширинчатые вкрапления объединяются в общую композицию и образуют крупные декоративные вставки-раппорты (церкви Спасо-Преображенская, Мироносицкая, Дмитриевская в Дымкове и др.). При этом формы рисунка укрупняются, приобретают большую четкость и обобщенность, а умело найденный масштаб изображения всегда рассчитан на восприятие как с ближних, так и с дальних расстояний.

Широко распространены были в Устюге многоцветные изразцы, украшенные яркими сказочными птицами в разнообразных сложнофи-гурных рамках. Однако излюбленной темой местной орнаментики всегда были различные вазы со стилизованными цветами в прихотливых завитках растительного орнамента. При этом вся композиция облицовки строится на принципе ритмической повторяемости узора. Кроме того, путем варьирования расцветки изразцов и различной их компоновки устюжские мастера, при сравнительно небольшом количестве форм и рисунков, добивались впечатления удивительного разнообразия и богатства облицовки.

Период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался около ста лет: с середины XVII до середины XVIII в., когда изразцы нашли широкое применение в убранстве фасадов каменных храмов. Среди них особое место занимает Спасо-Преображенская церковь, которую можно назвать подлинным музеем устюжской многоцветной фасадной керамики.

Печные изразцы широко применялись по всей Руси уже в глубокой древности. Устюжские печи на раннем этапе украшали обычно плитками бесполивной "красной" терракоты, на смену которым пришли зеленые, а затем и многоцветные изразцы. В XVIII в. изразцы постепенно уходят с фасадов и превращаются в главный элемент убранства интерьера культовых, гражданских и жилых зданий. До наших дней прекрасные изразцовые печи сохранились в Сергиевской церкви села Дымково, Тихвинской церкви Троице-Гледенского монастыря, в корпусе братских келий Михайло-Архангельского монастыря, в домах Шилова, Павловых, Бы-зовых, Шляпиных и в других постройках Великого Устюга.

Многоцветные рельефные изразцы получили широкое применение для облицовки устюжских печей первой половины XVIII в. Украшались такие изразцы традиционным растительным орнаментом, при этом мелкий и нейтральный фоновый узор в общей композиции печи обычно чередуется с крупными раппортами, заключенными в сложнофигурные рамки типа картушей и медальонов. Общий масштаб рисунка здесь всегда соразмерен с габаритами интерьера и самой печи, поэтому он более измельчен и детализирован, чем крупномасштабные фасадные изразцовые композиции. Необходимую принадлежность каждой печи составляли многочисленные профильные изразцы и фигурные детали: колонки, "гребешки", арочки, пояски, "ноги", "городки", "подзоры", "углы" и т. п.

Цветовое решение устюжских изразцовых печей обычно построено на сочетании изумрудно-зеленой, белой и желтой красок, иногда дополненных синей и коричневой. А в целом такая печь с ее яркой расцветкой и богатым растительным орнаментом в течение долгих северных зим как бы служила напоминанием о теплом и цветущем лете и становилась главным украшением интерьера.

Плоские расписные изразцы во второй половине XVIII в. быстро входят в моду и представляют новый тип устюжской печной облицовочной керамики "на голландский манер". Постепенно с изразцов исчезают рельеф и цветная полива, которые теперь заменяются росписью по гладкой поверхности, вначале синей краской по белому фону. Затем число красок увеличивается и, кроме синего, в росписи проявляются также зеленый, желтый и фиолетово-коричневый цвета. На смену растительному орнаменту приходит сюжетная роспись, которая изображает жанровые сценки, охоту, сбор плодов и овощей, семейный быт, военные действия, игры и пляски, любовные сценки, быт чужеземных народов, иллюстрации к известным поговоркам и т. п. Все сюжетные изразцы, как правило, снабжены подписями иногда глубокомысленного и нравоучительного, но чаще трогательно-наивного и даже курьезного содержания. В связи с этим в изразцовом убранстве печей начинает преобладать иллюстративное начало. Росписные сюжетные изразцы необходимо было длительно рассматривать и "читать", как книгу, в результате чего печь из декоративного украшения интерьера превратилась в своего рода сборник любопытных народных картинок и в своеобразное развлечение для семьи, которая возле такой печи коротала долгие зимние вечера.

К середине XIX в., в связи с новыми стилевыми особенностями, многоцветную керамику сменяют гладкие белые кафли. Таким образом, период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался примерно около двух столетий и был неразрывно связан с общим подъемом o местного каменного строительства.

В заключение следует отметить, что в различных уголках страны нередко встречались рисунки изразцов, аналогичные устюжским. Судить о причинах такого совпадения затруднительно, поскольку вопрос об основных путях распространения навыков русского ценинного дела еще недостаточно изучен. Однако можно предполагать, что из главных центров производства изразцов (Москва, Иверский Валдайский и Ново-Иерусалимский монастыри) лучшие образцы распространялись по всей стране. Вот почему устюжские изразцы по общему решению нередко напоминают столичные, однако неизменно отличаются от последних в трактовке деталей и представляют свободный, творчески переработанный вариант этих образцов. В то же время основная масса устюжской керамики, и особенно замечательные печные изразцы, служат примером самостоятельных оригинальных местных композиций.

И, наконец, необходимо отметить, что в настоящее время старые печные изразцы лежат в неразобранном виде на чердаках и в кладовых многих российских домов, а фасадные изразцы - и красные, и зеленые, и многоцветные - скрыты под толстым слоем поздней побелки, а их декоративный эффект полностью утрачен.


просмотров: 3837
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Кремль. Архитектурная группа. Лист 2 из альбома "Москва" ("Moskau"), Берлин

1 100,00 руб.
End Date: 09.12 16:33
Buy It Now for only: US 1 100,00 руб.
Buy it now |
K1377 1945 Югославия Архитектура памятник искусства!!! Мишель 60 евро BL3 I, II как новый, без наклеек и следов

67,40 руб. (0 Bids)
End Date: 21.11 22:29
|
I1022 Гибралтар Искусство архитектура преданность Богоматерь Рождество 12 кораблей 2ST+KB как новый, без наклеек и следов

67,40 руб. (0 Bids)
End Date: 20.11 23:37
|
K724 2007 Гвинея архитектура де великих исторических памятников Париж KB+2BL как новый, без наклеек и следов

67,40 руб. (0 Bids)
End Date: 20.11 23:51
|
E667 2011 Румыния Бухарестский международный фестиваль & конкуренции 1 кБ как новый, без наклеек и следов

67,40 руб. (0 Bids)
End Date: 21.11 21:53
|
E582 2012 Румыния архитектура Виктор красотки Национального института 1 кБ как новый, без наклеек и следов

67,40 руб. (0 Bids)
End Date: 21.11 21:53
|
K1386 1958,1959 Югославия архитектура #839-840,898 Мишель 43 евро 3 марки как новый, без наклеек и следов

67,40 руб. (0 Bids)
End Date: 21.11 22:29
|
I903 1987 Гернси Европа Септ современной архитектуры школа почтовый!!! 4SET как новый, без наклеек и следов

135,48 руб. (0 Bids)
End Date: 20.11 23:24
|
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Бульонница "Luminarc", цвет: прозрачный, 560 мл. H9944
Бульонница "Luminarc", цвет: прозрачный, 560 мл. H9944
Бульонница "Luminarc" станет незаменимым элементом любого вида и стиля сервировки. Предназначена для подачи горячих супов или бульонов. Выполнена из ударопрочного стекла, устойчивого к резким перепадам температуры.
Можно мыть в посудомоечной машине и использовать в СВЧ.
Объем: 560 мл....

Цена:
89 руб

Набор посуды Три кота "Бабочки", детский, 3 предмета
Набор посуды Три кота "Бабочки", детский, 3 предмета
Набор детской посуды из 3-х предметов для пищевого использования с изображением героев развлекательного обучающего анимационного сериала "Три кота"

Материал: фарфор
Назначение: бытовое. Используется в посудомоечной машине и СВЧ. Не использовать в духовке и на открытом огне.

Состав набора: тарелка мелкая - 20 см, миска - 300 мл, кружка - 250 мл....

Цена:
649 руб

Горшочек для меда Elan Gallery "Бочонок", с крышкой и палочкой, 420 мл
Горшочек для меда Elan Gallery "Бочонок", с крышкой и палочкой, 420 мл
Горшочек для меда "Бочонок" объемом 420 мл с крышкой и деревянной палочкой выполнен из высококачественного фарфора, а специальная палочка для меда из натурального бамбука. Объем горшочка позволяет перелить в него стандартную банку меда, а интересный дизайн украсит вашу сервировку.
Горшочек для меда Elan Gallery "Бочонок" несомненно впишется в любой интерьер благодаря лаконичному дизайну, натуральным материалам и высокой функциональности. Такому подарку будет рада любая хозяйка! Размер: 10 х 10 х 13 см....

Цена:
1039 руб

Кружка Pasabahce "Паб", 263 мл
Кружка Pasabahce "Паб", 263 мл
Кружка Pasabahce "Паб" с ручкой из прозрачного стекла идеально подходит для сервировки стола. Кружка не только украсит ваш кухонный стол, но и подчеркнет прекрасный вкус хозяйки....

Цена:
139 руб

Кружка Эврика "Вязаная", цвет: зеленый, 300 мл
Кружка Эврика "Вязаная", цвет: зеленый, 300 мл
Долгими зимними вечерами, в осеннюю слякоть или весеннюю распутицу приятно согреться кружкой чего-нибудь горячего, особенно, если она тоже одета в тёплый вязаный свитер.
В комплект входит керамическая ложечка и крышка из бамбука, предохраняющая напиток от остывания.
Уютный домашний дизайн, экологичные материалы, качественная упаковка делают эту кружку прекрасным подарком....

Цена:
375 руб

Кружка Luminarc "Нордик", цвет: прозрачный, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик", цвет: прозрачный, 380 мл
Кружка Luminarc "Нордик" изготовлена из упрочненного стекла. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Можно использовать в посудомоечной машине и микроволновой печи.

Объем кружки: 380 мл.
Диаметр кружки (по верхнему краю): 8 см.
Высота стенки кружки: 9,5 см....

Цена:
179 руб

Кружка Luminarc "Джамбо", цвет: прозрачный, 500 мл
Кружка Luminarc "Джамбо", цвет: прозрачный, 500 мл
Кружка Luminarc "Джамбо" изготовлена из упрочнённого стекла. Такая кружка прекрасно подойдет для горячих и холодных напитков. Она дополнит коллекцию вашей кухонной посуды и будет служить долгие годы.

Можно использовать в посудомоечной машине и...

Цена:
199 руб

Веер для раздувания огня "Boyscout", цвет: хаки, 20 х 21 см
Веер для раздувания огня "Boyscout", цвет: хаки, 20 х 21 см
Веер "Boyscout" предназначен для раздувания огня во время приготовления блюд на открытом воздухе. Изделие выполнено из гибкого пластика.

Размер рабочей части: 20 х 21 см....

Цена:
78 руб

Масленка "Rainstahl", 18,8 х 12,2 х 7,7 см
Масленка "Rainstahl", 18,8 х 12,2 х 7,7 см
Масленка "Rainstahl" изготовлена из высококачественной нержавеющей стали. Масленка представляет собой поднос с выемками, благодаря которым крышка плотно на него устанавливается. В такой масленке масло надолго останется вкусным и свежим.
Масленка "Rainstahl" станет достойным дополнением коллекции ваших кухонных аксессуаров....

Цена:
619 руб

Набор стаканов Pasabahce "Tea & Coffee", с блюдцами, 12 предметов
Набор стаканов Pasabahce "Tea & Coffee", с блюдцами, 12 предметов
Набор Pasabahce "Tea & Coffee" состоит из 6 стаканов и 6 блюдец, выполненных из высококачественного стекла.
Благодаря такому набору пить напитки будет еще вкуснее. Набор Pasabahce "Tea & Coffee" станет также отличным подарком на любой праздник. Подходит для горячих и холодных напитков.

Объем стакана: 160 мл.
Высота стакана: 9,5 см.
Диаметр блюдца: 12 см....

Цена:
899 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика