Керамика, Гончарное ремесло
Архитектурная облицовочная керамика

Архитектурная облицовочная керамика


Архитектурная облицовочная керамика относится к числу древнейших декоративных материалов, но своего наивысшего расцвета она достигла в XVII-XVIII вв. В это время Великий Устюг становится одним из крупнейших в Северном крае центров развития декоративной керамики, которая сочетала высокие художественные качества с блестящей техникой исполнения и приобрела решающее значение в наружном и внутреннем убранстве каменных зданий. Таким образом, керамика составила неотъемлемую часть архитектуры своего времени. Поэтому общий обзор устюжского каменного зодчества не может претендовать на полноту без анализа основных форм и приемов использования этого замечательного декоративного материала.

Фасадная облицовочная керамика была основной формой устюжской декоративной керамики, а начало ее может быть отнесено к середине XVII в., когда освоение нового строительного материала - кирпича вызвало поиски новых архитектурных форм и декоративных приемов убранства культовых зданий. В связи с природными особенностями русского Севера, где солнечных дней бывает так мало, мастера обращаются к цвету, для восприятия которого рассеянное освещение создает наилучшие условия. Вот почему многоцветная облицовочная керамика получила здесь такое широкое применение, а самые формы ее приобрели особую декоративность и цветовую насыщенность.

Керамическими деталями мастера XVII в. подчеркивали главные элементы храмов: окна алтарных апсид, входы, барабаны центральных глав и т. п. Использование изразцов в горизонтальных членениях, таких, как пояса и фризы, способствовало более четкому выявлению пропорционального и масштабного строя здания. Керамическая облицовка играла также важную градостроительную роль, обеспечивая контрастное цветовое выделение культовых сооружений среди рядовой деревянной жилой застройки. И, наконец, устюжские мастера применяли изразцы с большим чувством меры, благодаря чему они сверкают особенно ярко и, подобно драгоценности, украшают спокойное поле побеленных кирпичных стен. Преднамеренная скромность в их использовании обусловлена всем характером устюжского искусства XVII в., где никогда не было чрезмерного увлечения декоративными элементами и где, в отличие от столичных построек, господствовали простота и умеренность.

Бесполивная терракота ("красные" изразцы) представляет наиболее ранний и простой тип декоративной керамики, технология производства которой была аналогична изготовлению кирпича. Древнее производство "красных" изразцов было обнаружено при раскопках на улице Красной. Терракотовые плитки оттискивали в резных деревянных формах, поэтому они обычно украшены типичной для резьбы по дереву рельефной розеткой-звездочкой. Плитки этого типа вставляли в кирпичные ширинки, образующие сплошные ширинчатые пояса, весьма типичные для наружного убранства устюжских храмов 60-80 годов XVII в.: фасады Владимирской надвратной церкви и переходов Михайло-Архангельского монастыря, галереи собора Троице-Гледенского монастыря, нижняя часть колоколен Успенского собора и др. А наиболее поздний вариант терракотовых вставок с розетками представлен в убранстве фасадов корпуса братских келий Михайло-Архангельского монастыря. Бесполивная "красная" керамика в сочетании с фигурным формованным кирпичом широко использовалась и в композициях великолепных устюжских керамических порталов в Сретенско-Мироносицкой церкви, в Дмитриевской церкви села Дымково, в надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря и др.

Глазурованные изразцы (зеленые или муравленые) - второй вид ранней устюжской декоративной керамики. Технология их производства была аналогична изготовлению терракоты и отличалась от последней лишь обработкой лицевой поверхности изделия стекловидной свинцовой глазурью с добавлением окиси меди, что давало после обжига глазурованную поверхность зеленого цвета. В облицовке юго-западного угла придела Всех Святых церкви Вознесения сохранились самые ранние из известных нам устюжских глазурованных зеленых изразцов, которые имеют квадратную форму и, подобно простейшим терракотовым плиткам, вставлены в кирпичные ширинки. Один из них украшен орнаментом растительного характера и очень близок по общей трактовке к бесполивной керамике раннего типа. Но особенно интересен сюжетный изразец, на лицевом поле которого дано рельефное изображение батальной сцены, где вооруженные луками, копьями и пушкой воины с развевающимся знаменем "идут на приступ". Профильные зеленые изразцы нашли применение в облицовке наличников окон алтарных апсид собора Троице-Гледенского монастыря, Власьевской церкви и др.

Многоцветные изразцы - основной вид устюжской облицовочной керамики периода ее расцвета. От ранних видов керамики многоцветные изразцы отличались обработкой лицевой поверхности изделия непрозрачными эмалями, изготовленными на основе окиси олова (zinn), откуда и происходит название многоцветных изразцов - "ценинные" или "эмалевые". Полихромность этих эмалей достигалась путем добавления окисей различных металлов, в результате чего мастера имели в своем распоряжении пять цветов: четыре эмали - зеленую, синюю, желтую и белую, а также прозрачную глазурь, которая давала дополнительно красно-коричневый цвет естественной поверхности обожженной глины. Преобладает в этой цветовой гамме обычно звучный и яркий изумрудно-зеленый цвет, использованный в качестве фона. Новая технология обработки поверхности изделий привела к замене высокого "подглазурного" рельефа более низким "эмалевым", имеющим вогнутую "ложечкообразную" поверхность, что позволяло сохранить четкость рисунка и избежать стекания красок.

С развитием новых видов облицовочной керамики принципиально меняются характер рисунка изразцов и основные приемы их использования в ^бранстве зданий. Так, если на ранних этапах развития каждый изразец представлял собой замкнутую, законченную композицию и при-менялся^как самостоятельная деталь (церковь Вознесения, постройки Михайло-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей), то позднее рисунок свободно переходит с изразца на изразец, благодаря чему обособленные изразцы сливаются в сплошные пояса и фризы, ярким ожерельем обнимающие объемы здания, а ширинчатые вкрапления объединяются в общую композицию и образуют крупные декоративные вставки-раппорты (церкви Спасо-Преображенская, Мироносицкая, Дмитриевская в Дымкове и др.). При этом формы рисунка укрупняются, приобретают большую четкость и обобщенность, а умело найденный масштаб изображения всегда рассчитан на восприятие как с ближних, так и с дальних расстояний.

Широко распространены были в Устюге многоцветные изразцы, украшенные яркими сказочными птицами в разнообразных сложнофи-гурных рамках. Однако излюбленной темой местной орнаментики всегда были различные вазы со стилизованными цветами в прихотливых завитках растительного орнамента. При этом вся композиция облицовки строится на принципе ритмической повторяемости узора. Кроме того, путем варьирования расцветки изразцов и различной их компоновки устюжские мастера, при сравнительно небольшом количестве форм и рисунков, добивались впечатления удивительного разнообразия и богатства облицовки.

Период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался около ста лет: с середины XVII до середины XVIII в., когда изразцы нашли широкое применение в убранстве фасадов каменных храмов. Среди них особое место занимает Спасо-Преображенская церковь, которую можно назвать подлинным музеем устюжской многоцветной фасадной керамики.

Печные изразцы широко применялись по всей Руси уже в глубокой древности. Устюжские печи на раннем этапе украшали обычно плитками бесполивной "красной" терракоты, на смену которым пришли зеленые, а затем и многоцветные изразцы. В XVIII в. изразцы постепенно уходят с фасадов и превращаются в главный элемент убранства интерьера культовых, гражданских и жилых зданий. До наших дней прекрасные изразцовые печи сохранились в Сергиевской церкви села Дымково, Тихвинской церкви Троице-Гледенского монастыря, в корпусе братских келий Михайло-Архангельского монастыря, в домах Шилова, Павловых, Бы-зовых, Шляпиных и в других постройках Великого Устюга.

Многоцветные рельефные изразцы получили широкое применение для облицовки устюжских печей первой половины XVIII в. Украшались такие изразцы традиционным растительным орнаментом, при этом мелкий и нейтральный фоновый узор в общей композиции печи обычно чередуется с крупными раппортами, заключенными в сложнофигурные рамки типа картушей и медальонов. Общий масштаб рисунка здесь всегда соразмерен с габаритами интерьера и самой печи, поэтому он более измельчен и детализирован, чем крупномасштабные фасадные изразцовые композиции. Необходимую принадлежность каждой печи составляли многочисленные профильные изразцы и фигурные детали: колонки, "гребешки", арочки, пояски, "ноги", "городки", "подзоры", "углы" и т. п.

Цветовое решение устюжских изразцовых печей обычно построено на сочетании изумрудно-зеленой, белой и желтой красок, иногда дополненных синей и коричневой. А в целом такая печь с ее яркой расцветкой и богатым растительным орнаментом в течение долгих северных зим как бы служила напоминанием о теплом и цветущем лете и становилась главным украшением интерьера.

Плоские расписные изразцы во второй половине XVIII в. быстро входят в моду и представляют новый тип устюжской печной облицовочной керамики "на голландский манер". Постепенно с изразцов исчезают рельеф и цветная полива, которые теперь заменяются росписью по гладкой поверхности, вначале синей краской по белому фону. Затем число красок увеличивается и, кроме синего, в росписи проявляются также зеленый, желтый и фиолетово-коричневый цвета. На смену растительному орнаменту приходит сюжетная роспись, которая изображает жанровые сценки, охоту, сбор плодов и овощей, семейный быт, военные действия, игры и пляски, любовные сценки, быт чужеземных народов, иллюстрации к известным поговоркам и т. п. Все сюжетные изразцы, как правило, снабжены подписями иногда глубокомысленного и нравоучительного, но чаще трогательно-наивного и даже курьезного содержания. В связи с этим в изразцовом убранстве печей начинает преобладать иллюстративное начало. Росписные сюжетные изразцы необходимо было длительно рассматривать и "читать", как книгу, в результате чего печь из декоративного украшения интерьера превратилась в своего рода сборник любопытных народных картинок и в своеобразное развлечение для семьи, которая возле такой печи коротала долгие зимние вечера.

К середине XIX в., в связи с новыми стилевыми особенностями, многоцветную керамику сменяют гладкие белые кафли. Таким образом, период расцвета устюжской декоративной керамики продолжался примерно около двух столетий и был неразрывно связан с общим подъемом o местного каменного строительства.

В заключение следует отметить, что в различных уголках страны нередко встречались рисунки изразцов, аналогичные устюжским. Судить о причинах такого совпадения затруднительно, поскольку вопрос об основных путях распространения навыков русского ценинного дела еще недостаточно изучен. Однако можно предполагать, что из главных центров производства изразцов (Москва, Иверский Валдайский и Ново-Иерусалимский монастыри) лучшие образцы распространялись по всей стране. Вот почему устюжские изразцы по общему решению нередко напоминают столичные, однако неизменно отличаются от последних в трактовке деталей и представляют свободный, творчески переработанный вариант этих образцов. В то же время основная масса устюжской керамики, и особенно замечательные печные изразцы, служат примером самостоятельных оригинальных местных композиций.

И, наконец, необходимо отметить, что в настоящее время старые печные изразцы лежат в неразобранном виде на чердаках и в кладовых многих российских домов, а фасадные изразцы - и красные, и зеленые, и многоцветные - скрыты под толстым слоем поздней побелки, а их декоративный эффект полностью утрачен.


просмотров: 3663
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Нескучный дворец. Архитектурная деталь. Лист 146 из альбома "Москва" ("Moskau")

1 100,00 руб.
End Date: 10.10 16:33
Buy It Now for only: US 1 100,00 руб.
Buy it now |
1981 полный набор 16 древних Хива Узбекистан архитектура русская открытка

511,00 руб.
End Date: 18.10 17:49
Buy It Now for only: US 511,00 руб.
Buy it now |
1976 набор 16 древних Самарканд Узбекистан аэропорт архитектура русская открытка

579,14 руб.
End Date: 18.10 17:49
Buy It Now for only: US 579,14 руб.
Buy it now |
3D пазл модель бумага Бразилии мира чашка maracana стадион мировой архитектуры

1 702,66 руб.
End Date: 26.09 15:47
Buy It Now for only: US 1 702,66 руб.
Buy it now |
P723 2015 Мозамбик Искусство архитектура Expo Milano 2015 КБ + Bl как новый, без наклеек и следов

735,16 руб.
End Date: 18.10 20:15
Buy It Now for only: US 735,16 руб.
Buy it now |
Россия 2018 зимняя Универсиада, спортивные площадки, архитектура, блок 4, как новый, без наклеек и следов

280,03 руб.
End Date: 18.10 10:52
Buy It Now for only: US 280,03 руб.
Buy it now |
239 хиппи покрывало коврик для йоги пляжное полотенце индийские гобелены гобелен плакат

339,99 руб.
End Date: 19.09 18:13
Buy It Now for only: US 339,99 руб.
Buy it now |
Ручная роспись СССР Холуя Палех лак коробка 60-е годы 20 века Русское Искусство архитектура

6 063,91 руб.
End Date: 18.10 15:19
Buy It Now for only: US 6 063,91 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Столовая посуда
 
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071827
Салатник Walmer "Leaf Lettuce". W22071827
Салатник Walmer "Leaf Lettuce" в виде листа салата изготовлен из тонкого, но прочного стекла.
Благодаря инновационной технологии "впечатывания" в стекло, краски не теряют яркость при частом мытье.
Салатник легко мыть и удобно хранить.

Размер салатника: 18 x 27 см....

Цена:
355 руб

Салфетница Idea "Вязание", цвет: чайная роза, 14 х 14 х 8,5 см
Салфетница Idea "Вязание", цвет: чайная роза, 14 х 14 х 8,5 см
Салфетница - это обязательный атрибут сервировки стола, а салфетница, подобранная со вкусом, - еще и украшение, и эстетическое удовольствие.
Изделие подходит по размеру для стандартной пачки салфеток. Благодаря выемке, салфетки удобно доставать из пачки по одной.
Дополняет серию Вязание от IDEA: корзинки и коробки для хранения, кашпо....

Цена:
92 руб

Коврик для пикника "Green Glade", 175 см х 135 см
Коврик для пикника "Green Glade", 175 см х 135 см
Коврик для пикника "Green Glade" изготовлен из флиса с принтом в яркую разноцветную полоску. Подкладка выполнена из водоотталкивающего полиэтилена. Коврик идеально подходит для отдыха на природе, пикников, туристических походов и путешествий. Компактно складывается и фиксируется клапаном на липучку. Для удобства переноски предусмотрена ручка.

Размер коврика: 175 см х 135 см.
Размер (в собранном виде): 35 см х 23 см х 11 см....

Цена:
869 руб

Салфетка сервировочная Пластмаркет "Прованс", 41 х 26 см
Салфетка сервировочная Пластмаркет "Прованс", 41 х 26 см
Салфетка Пластмаркет "Прованс", выполненная из ПВХ, предназначена для сервировки стола. Она служит защитой от царапин и различных следов, а также используется в качестве подставки под горячее. Оригинальный рисунок дополнит стильную сервировку стола.
Размер салфетки: 41 х 26 см....

Цена:
79 руб

Союзмультфильм Набор детской посуды Винни-Пух 3 предмета Чашка, 2 тарелки
Союзмультфильм Набор детской посуды Винни-Пух 3 предмета
Набор детской посуды "Винни-Пух" порадует любого маленького поклонника старых советских мультфильмов. Набор включает в себя тарелку, миску и кружку. Посуда выполнена из качественного фарфора, окрашена безопасными красками, которые не сотрутся и прослужат вам очень долго. Прочные тарелки украшает изображение любимых героев мультфильма "Винни-Пух". Приборы нельзя использовать в духовке и на открытом огне. Посуда может быть использована в микроволновке и посудомоечной машине.

Объем кружки 250 мл, объем миски 300 мл.

Детская посуда разработана специально для малышей, она удобная и безопасна. Привычная еда станет вкуснее и приятнее, если процесс кормления сопровождать игрой и сказками о любимых героях. Красочная посуда - залог хорошего настроения и аппетита вашего малыша! Глубина супницы: 5 см....

Цена:
549 руб

Lubby Тарелка детская Классика с ложкой цвет фиолетовый желтый
Lubby Тарелка детская Классика с ложкой цвет фиолетовый желтый
Тарелка для кормления Lubby "Классика" с ложкой незаменима в период, когда ваш малыш учится кушать самостоятельно.
Специальная форма крышки позволяет сохранять гигиеничность прибора для кормления во время путешествий. Присоска препятствует свободному перемещению тарелки по столу. Яркий дизайн тарелки превращает процесс кормления в увлекательную игру.
Можно мыть в посудомоечной машине.
Не содержит бисфенол А.
Не рекомендовано использовать тарелку для разогрева пищи в микроволновой печи....

Цена:
365 руб

Зубочистки "Чистюля", мятные, 100 шт
Зубочистки "Чистюля", мятные, 100 шт
Зубочистки "Чистюля" имеют двустороннюю пропитку ментолом.
Упакованы в оригинальную квадратную баночку. Имеются фиксирующие крышку стикеры....

Цена:
23 руб

Салфетница Idea "Вязание", цвет: пурпурный, 14 х 14 х 8,5 см
Салфетница Idea "Вязание", цвет: пурпурный, 14 х 14 х 8,5 см
Салфетница - это обязательный атрибут сервировки стола, а салфетница, подобранная со вкусом, - еще и украшение, и эстетическое удовольствие.
Изделие подходит по размеру для стандартной пачки салфеток. Благодаря выемке, салфетки удобно доставать из пачки по одной.
Дополняет серию Вязание от IDEA: корзинки и коробки для хранения, кашпо....

Цена:
92 руб

Салатник Pasabahce "Инвитейшн", цвет: прозрачный, диаметр 13 см
Салатник Pasabahce "Инвитейшн", цвет: прозрачный, диаметр 13 см
Салатник изготовлен из закаленного стекла invitation. Через прозрачные стенки видны все ингредиенты, что выглядит достаточно эффектно при подаче блюда на стол.
Такой салатник придется по душе любителям минималистического стиля.

Можно...

Цена:
58 руб

Тарелка глубокая Борисовская керамика "Скифская", цвет: оранжевый, желтый, 500 мл
Тарелка глубокая Борисовская керамика "Скифская", цвет: оранжевый, желтый, 500 мл
Глубокая тарелка Борисовская керамика "Скифская" выполнена из керамики, произведенной из экологически чистой красной глины с покрытием пищевой глазурью. Изделие можно использовать для подачи супов, каш, мюсли, хлопьев с молоком. Такая тарелка также подойдет в качестве салатника, емкости для соуса и многого другого.
Посуда "Борисовская керамика" подчеркнет прекрасный вкус хозяйки и станет отличным подарком.

Можно использовать в духовке и микроволновой печи.

Диаметр тарелки (по верхнему краю): 14 см.
Высота тарелки: 6 см....

Цена:
269 руб



2003 Copyright © «Keramika.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Энциклопедия керамики, продажа керамики, фарфора, фаянса, хрусталь. Производители. Посуда. Аукцион.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика